В. А. Роббек, X. И. Дуткин (г. Якутск)
МИФ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕКА В ЭВЕНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока. Материалы Всесоюзной конференции фольклористов. Под ред. Н.В. Емельянова, В.Т. Петрова. Якутск, 1978
Мифы, встречающиеся в эвенском фольклоре, условно можно разделить на героические (сказочные) и мифы, объясняющие происхождение Вселенной, человека, каких-либо предметов, явлений природы. Последние в свою очередь могут быть разделены на несколько циклов. Из них здесь коснемся лишь космогонических и антропогенических. Особенностью этого цикла мифов в эвенском фольклоре является то, что возникновение земли и человека неразрывно взаимосвязаны (за незначительным исключением), т.е. и человек, и земля по мифу создаются одновременно; имеются мифы и о создании земли ради людей, которые якобы существовали до этого. Для эвенского фольклора мифы, в которых говорится о создании земли до появления людей, как, например, это имеет место в якутском героическом эпосе - олонхо, не характерны.
В этом плане эвенские космогонические мифы похожи и на мифы других народов, например, нганасан, где говорится о создании (или переделке) земли для людей и ради людей (Мифологические сказки и исторические предания нганасан. М., 1976, с. 49-50, 51-52 и др.).
В эвенском фольклоре встречаются три варианта названий таких мифов: «Он тёёр очан дьугулин (О том, как была сделана земля)», «Тёёр очан дьугулин (Об образовании земли)», «Тёёр балдычан дьугулин (О том как родилась земля)». Некоторые мифы не имеют названий.
Весьма характерны следующие начала:
Осиду тёёр ачча бисин, ээйду нам бисин. Букчан-да, йак-та аачча бисин. Ньуултын намдук сиэвэттин, намна гёбэвэттин... (Раньше земли не было; всюду было море. Не было даже островка. Солнце восходило с моря, садилось на море...).
Титэл ээйду эрэк тёёрингит бёкыс бисин. Йак-та аачча бисин, ораат-тa сиакита-да. Йак-та иини аачча бисин: магдьили-да, буйун-да, дьэлгэнкэл, дэгил-дэ аачча биситэн. Ньааньин самаанни бисин. Нонгын этилбу долдыр быйыл бу ёйинук бёкыслэ тикукээнни… (Раньше эта (наша) земля была покрыта льдом. Не было ничего: ни трав, ни деревьев. Не было живого: ни червей, ни диких оленей, ни зверей, ни птиц. Был шаман неба. Он заставил непослушных людей спуститься с неба на лед…).
Эрэк тоор ээйду мёё бисин, аач илэнгнэ. Омэн суркэн асааткан нооньуми тэмдэддитин. Суркэн олрав чэнгэчич быйчирин, гиакитангу дэгив суркач суркатникан быйчирин… (Эта земля была вся водой, без суши. Один парень с младшей сестрой плыли на плоту. Парень ловил рыбу крючком, петлей ловил разную дичь…).
Примером такого цикла может служить миф о превращении частей тела восьминогого оленя (дьапкын бодулулкан оран) в людей, землю, горы, леса и т. д. Девушка, изгнанная с родного неба, на восьминогом олене спускается на поверхность моря. По совету оленя она раскидала по воде кусочки шерсти, которые сразу превратились в бревна, из которых она сделала плот (тэм). По настоятельной просьбе оленя она убивает его и разделывает так, как он завещал. Тут же шкура оленя превратилась в землю, череп и кости - в горы, шерсть - в леса, вши - в диких оленей. Когда она ломала кости, хруст от этого превратился в гром, предсмертный вздох стал ветром. Сердце его превратилось в богатыря, легкие - в мальчика и девочку. Аналогичные сюжеты мифов имеются и у других народов (Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Л. 1971, с. 127).
Однако у народов Севера (в том числе и у эвенов) подобные мифы, видимо, сложились самостоятельно. Согласно другому мифу, земля была образована ради людей небесным шаманом (ньанин саманни), который превратил в землю маленький комочек глины, доставленный гагарой по его просьбе. А гусь не смог сделать это. Такие мифы о птицах-демиургах существуют у многих народов Севера. Однако роль демиурга играют разные птицы. Гагара встречается в мифах ненцев, селькупов, бурятов; гусь - у манси (Шахнович М.И., Указ. соч., с. 137). В другом варианте этого мифа роль демиурга играет утка (как и у эвенков). Встречается в этой роли иногда и ворон, однако в эвенских мифах он не создатель, как в мифах коряков и ительменов (Беликов Л.В. Сказки о животных в фольклоре народностей Северо-Востока Сибири. – С сб.: Языки и фольклор народов Крайнего Севера. Л., 1969, с. 124). Наоборот, он играет отрицательную роль.
Об этом говорится в одном из мифов. Земли не было. Эвены плавали на плоту по морю. Ловили рыбу удочкой (чэнгэчич), ставили петли на уток. Однажды они поймали гуся и отпустили его. Гусь стал пригонять уток на их петли. Поймали гагару. Гагара обещала достать ком земли со дна моря. Поймали ворона, но по его просьбе отпустили. Трижды доставала гагара ком земли со дна моря, но каждый раз ворон заставлял гагару ронять ком земли обратно в море. В конце концов, людям помогает шаман неба.
Существует и другой вариант мифа, где говорится, что эвены плавали на плоту. Один из них на дне моря увидел землю. По их просьбе Солнце испаряет море.
В другом, несколько видоизмененном, варианте этого мифа Бог (Сэвки) спасает плавающих на плоту эвенов (брата и сестру). Несмотря на препятствия, чинимые чертом (Арингкив), он осушает море. Затем брат, убив медведя, съедает его мясо, превращается в другого богатыря, женится на сестре. От их брака появились первые люди на земле.
В одном из мифов говорится, что раньше земля была покрыта льдом. Шаман неба заставил спуститься и лед непослушных и неподдающихся богатырей (сэвуйкэр). У этих богатырей от холода на теле появились волосяные покровы. Когда постепенно потеплело, лед стал таять, и богатыри начали плавать на плоту. Появились звери, рыбы. Постепенно потомки этих богатырей выродились. Так появились первые люди. Когда оставшиеся богатыри хотели уничтожить первых людей, шаман неба превратил их в камни. Тем самым он спас первых людей от уничтожения. Уцелевшие богатыри (сэвуйкэр) стали чучунами (сэйэкэми).
Об образовании земли в некоторых мифах рассказывается так: «…Гагара достала со дна моря еле видимую на глаз пылинку глины и положила на ладонь парня. «О, как можно из такой пылинки создать землю?» - подумал он. Бог кончиком пальца взял пылинку глины и положил на левую ладонь. Видит парень, что пылинка глины на ладони Бога уже стала комочком величиной с желудок белки (кэбэл диин). Положил этот комочек на край плота. Оглянулся парень, видит, комочек стал величиной с копыто оленя (оран кокчинни диин). А вечером уже стал величиной с желудок лося (эгдьэтэ урын диин). Видит: утром его плот стоит, причаленный к берегу острова (эгдьэн букчэн сэлилэн)…».
Мифы сходного содержания встречаются и у эвенков (Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии. Л., 1971 с. 71).
Подобные мифы в некоторой степени могут быть косвенным подтверждением гипотезы, согласно которой предки эвенов были поморами. «Многие народности, живущие у моря, рассказывали,— писал М. И. Шахнович,— что сначала земля была покрыта водой...» (Шахнович М.И., Указ. соч., с. 81). Несомненно, в некоторых вариантах мифа прослеживается влияние христианства. Например, в одном мифе говорится, что Бог (Сэвки) из глины (оньунгдук) вылепил сначала мужчину и женщину эвенов, а затем русских и якутов. В другом мифе говорится о том, как Бог неба осушил море, создал зверей, птиц и рыб, а черт (арингкы) создал подземный мир.
Итак, в мифах эвенов, где говорится о «творении» земли и людей имеется три компонента: творец (Бог, сверхъестественные люди, шаман неба и др.), объект творения (земля, люди, горы, реки, звери и т.д.) и материал (части тела оленя, глина и пр.). Такая же схема существует и в мифах других народов. «Поскольку акт мифического «творения» как некий сюжетный предикат предполагает наличие, по крайней мере, трех «ролей» - творимого объекта, источника или материала и творящего субъекта, то довольно простая таблица, указывающая тип творения (I—VIII), объект, источник и творца (Бога, демиурга, культурного героя), может охватить все основные мифы творения…» (Мелетинский Е.М. Поэтика мифов. М., 1976, с. 196).
Даже эти немногие примеры, как нам кажется, указывают на существование в мифах эвенов двух совершенно различных, генетически не связанных друг, с другом содержаний. Источником одних мифов явились христианские мотивы. Здесь речь идет о характерных сюжетах мифов о сотворении земли и человека, т. е. среднего мира. По мифологическим представлениям эвенов, эвенков и других народов Севера, существовал трехъярусный мир. Стержнем другой концепции является вера в то, что земля и люди из ничего не могли быть сотворены. Видимо, это более древние мифы, возникшие у эвенов самостоятельно. Корни их восходят к ритуальным обрядам.
«Мифы могли самостоятельно возникать у каждого племени или группы близких родственных племен как фантастическое отображение действительности. В своем дальнейшем развитии они могли подвергаться влиянию тех или иных социальных и религиозных идей», - писал Г. У. Эргис (Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974, с. 111).
Такие мифы записаны нами у представителей эвенских родов деллянкин, уягинкин, дулган, дутки. Эти мифы распространены в основном у эвенов Севера Камчатки, в Магаданской области, в верховьях Колымы, а в Якутии - в низовьях Индигирки, на Колыме. Это дает некоторое основание предполагать, что мифы о происхождении земли и человека являются общеэвенскими.
Как человек появился на земле
Миф о девушке и восьминогом олене был записан в Чубукулахе, Среднеколымский район Якутии, в 1978 году профессором Василием Афанасьевичем Роббеком по рассказу эвена Семена Егоровича Дьячкова, 1919 года рождения. Текст публикуется по книге Роббек В.А., «Фольклор эвенков Березовки. Образцы шедевров», Якутск, 2005.
Раньше людей на земле не было. Все они жили на небесах, жили они очень хорошо.
Однажды, у одной девушки умерли родители. Она пошла работать к одному богачу. Этот богач решил выдать девушку замуж за старого человека. Но девушка любила молодого человека и не согласилась. Такой отказ был для жителей неба большим грехом. Поэтому они решили изгнать ее с небес. У нее был старый олень ее отца, с восемью ногами.
Посадили её на этого оленя и опустили вниз на землю. Девушка поехала. Всю дорогу она плакала, и не заметила, как уснула. Когда она проголодалась, олень дал ей свой передний рог. Девушка, пососав его, насытилась. Внизу показалось море. Олень сильно устал, поэтому они стали падать вниз. Девушка испугалась и заплакала. Вдруг олень заговорил человеческим голосом:
- Быстро выдерни мою шерсть и раскидай вниз.
Девушка так и сделала. Шерсть превратилась в бревна. Олень приземлился на одно большое бревно и говорит:
- Собери все бревна и соедини их вместе.
Девушка собрала все бревна, бревна сами сошлись друг к другу, получился плот. И поплыли они на плоту. Вокруг ничего не было, везде была одна вода. Девушка взяла подшейную шерсть оленя и сделала сети и петли. Потом она поймала рыбу на эти сети, и они поели. Так они и жили, кормясь одной рыбой. Однажды, олень говорит ей:
- Я очень сильно постарел, скоро я умру, поэтому убей меня сейчас. Если ты меня не убьешь, то и сама умрешь.
Девушка заплакала, она не хотела соглашаться с оленем, но потом долго думала и согласилась. Олень лег и говорит:
- Сделай надрез на спине, тогда я умру. Шкуру мою постели на воду - превратится в землю, раскидай мою шерсть, - будет лес, голову положи на середину, а кости разломав, разложишь вокруг нее. Но не убивай моих вшей, они будут оленями. Без оленей не сможешь прожить ни один день. Сердце и легкие мои положи возле себя, когда спать ляжешь, не забудь - сердце слева, легкие справа.
Девушка долго слушала его, ей так не хотелось расставаться с оленем. Лежала возле оленя и плакала. Олень попросил, чтобы она его тут же зарезала. Девушка вытерла слезы и сделала то, о чём просил олень. Олень вздохнул последний раз, его дыхание превратилось в ветер.
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.