Ю.Клиценко
На родовом кладбище оленеводов Гаюльских близ поселка Суринда, Эвенкия, находится крестообразное надмогильное сооружение, имеющее антропоморфную форму.
Вертикальная доска креста представляет собой деревянное изображение человека с закрепленными в специальных пазах двумя горизонтальными досками. Нижняя перекладина отличается узорной конфигурацией – ее концы вырезаны в виде двух симметричных звездообразных фигур c расходящимися лучами, причем в одну из звезд в поперечной плоскости вложен деревянный знак (фрагмент, ранее находившийся на другом месте?). На звездах видны остатки лент из ткани украшавших крест.
Никто из опрошенных жителей Суринды не смог (или не захотел) объяснить происхождение и символику памятника. Беседы с эвенками в других поселках также не дали позитивных результатов. Эвенки избегают разговоров о шаманских мольбищах и кладбищах, так как традиция запрещает посещать и обсуждать подобные места.
Единственный информант нашелся в Байките. Анна Степановна Каянович (в прошлом трудившаяся в Суринде) не выразила удивления при виде фотографии необычного надгробия. «Эвенки делали подобные изображения, - сообщила Анна Степановна. – Это Сэвэки (Бог) Иисус Христос на оленчике везет душу умершего эвенка. Резные "звезды" - это рога оленя».
Естественно, что в результате исторических контактов эвенков с русскими «Сэвэки Иисус Христос» мыслится Путеводителем людей и оленей в земной и загробной жизни. О хорошем человеке говорят: «Умный как олень». Вероятно, упоминание Христа в интерпретации А.С.Каянович указывает на принятый под влиянием Православия обычай хоронить умерших в земле и ставить кресты на могилах. Артефакт на кладбище Суринды А.С.Каянович считает крестом, включающим изображение Христа и оленя, доставляющих усопшего к стойбищам предков.
Крест, однако, не является единственным надмогильным знаком, отмечающим место погребения эвенка. На эвенкийских кладбищах вблизи могилы и креста сооружают «натуральный макет» с головой принесенного в жертву оленя или вешают голову оленя на ближайшем к могиле дереве. Там же (на «натуральном макете» или на дереве) размещают личные вещи покойного. По-эвенкийски такие надгробия называются «учарук» (вместилище ездового оленя) и «намарук» (вместилище грузового оленя). Считается, что принесенный в жертву на похоронах олень везет мертвеца и его багаж в земли мертвых.
Можно предположить, что суриндинский крест семантически воспроизводит учарук-намарук, изображая душу умершего эвенка (женщины?), совершающую свой путь верхом на олене. В контексте эвенкийского похоронного ритуала на ездовом олене путешествует не «Сэвэки Иисус Христос» с душой, но сама душа покойного.
В трех типах надмогильных знаков – суриндинский крест, натуральный макет, голова или рога оленя на дереве – именного голова или рога оленя является обязательным символом. В эвенкийских верованиях и искусстве голова обозначает духовную, потустороннюю сущность человека или животного.
Знаменательно, например, что в эвенкийской сказке «Девочка и Мангими» душа человека спасается из когтей злого духа, улетая верхом на голове оленя:
«Мангими увидел девочку и за ней погнался. Бежит и бежит. Вот-вот догонит и схватит девочку. Вот он догнал и оторвал одну заднюю ногу оленя. Олень на трех ногах дальше бежит. Девочка оглянулась и видит: Мангими съел ногу и опять догоняет. Догнал и оторвал вторую заднюю ногу оленя. Олень все бежит и бежит. Мангими съел вторую ногу и опять догоняет. Догнал и оторвал туловище оленя. Олень бежит на двух передних ногах. Девочка сидит на его шее и держится за голову. Олень все бежит и бежит. Мангими съел туловище и опять погнался за девочкой. Догнал и оторвал переднюю ногу оленя. Олень полетел, одной ногой от земли отталкиваясь. Съел Мангими переднюю ногу и опять погнался. Догнал и оторвал последнюю ногу. Девочка, сидя на шее оленя, расставила руки и полетела» (К.И.Воронина-Салаткина "Борболен: эвенкийские народные сказки, предания, легенды", Красноярск, 1987).
Хотя предложенная А.С.Каянович интерпретация представляется заслуживающей внимания, еще раз подчеркну, что сведения единственного информанта не подтверждены и не опровергнуты никакими иными версиями. Среди остающихся открытыми вопросов - значение символа, расположенного на нижней перекладине в боковой проекции. Сомнений не вызывает лишь необходимость продолжения изучения особенностей эвенкийской символики.
Иллюстрации: Крест в Суринде; головы принесенных в жертву оленей; «Девочка и Мангими» - рисунок эвенкийского художника С.Г.Салаткина.
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.