Навигация | |
Поиск | |
| |
Бюллетень №1 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай
СОДЕРЖАНИЕ |
Новости,
факты, события |
|
Территории Традиционного Природопользования
Этномузыка
Фестиваль сказителей горловым пением
Возвращение "Принцессы Укок" на
родину
|
Встречи
стажеров |
|
Подходы Минэкономразвития
Республики Алтай к решению проблем КМН
Встреча с Председателем Парламента Республики Алтай |
Проблемы
развития |
|
Экологические проблемы
села Балыктуюль |
Коренные
народы России |
|
Тубалары
Теленгиты Кош-Агачского района
Мое родное село Кебезень |
Как стать
стажером нашего Центра на Алтае |
|
Ответы на часто задаваемые
вопросы
Как связаться с нами |
|
|
|
НОВОСТИ, ФАКТЫ, СОБЫТИЯ
|
Территории традиционного природопользования
Этномузыка
Фестиваль сказителей горловым пением
Возвращение "Принцессы Укок"
|
|
Информация о национальном составе Республики
Алтай готовится Госкомстатом РФ по Республике Алтай по заказу Правительства
РА. На основе данной информации Минэкономразвития РА будет готовить Постановление
об отнесении сел и районов компактного проживания коренных малочисленных
народов в территории традиционного природопользования (ТТП). По предварительным
данным к ТТП будут отнесены Кош-Агачский, Улаганский, Турочакский, Чойский
районы и часть Майминского района. Но из-за несовершенства федерального
закона о ТТП предстоит большая работа по выработке практических механизмов
в республике по реализации данного закона. Источник: Минэкономразвития
РА.
Знакомьтесь: Алтайская фольклорная группа
"Уч-Суме-Р" (слева направо): Ертурк Jети-Сары, Тома Чесуева
и Эмил Теркиш, (традиционная алтайская и хакасская музыка, алтайское горловое
пение "кай"). Последние диски группы:
2001г. - "Кадын Бажы - Песни алтайцев и хакасов", Республика
Чехия 2001;
2003г. - "Аттар" АлтайКай, Эмиль Теркишев (в составе ансамбля
"АлтайКай"), АлтайWest и студия ТА-Musica, Москва 2003;
2003г. - Ансамбль "Уч-Суме-Р - Традиционные песни хакасского и алтайского
народов", выпуск I, Face Music, Швейцария 2003.
Информация об этнической музыке Алтая содержится в сети Интернет на русском
языке: www.altai-republic.com, www.altaires.narod.ru и www.altaykay.narod.ru,
на английском: www.music.ch/face/ и www.tarbagan.com.
22
- 26 июля 2004 года в с.Улаган Республики Алтай состоится Международный
Курултай Кайчи - народных сказителей горловым пением. Данное мероприятие
проводится Министерством культуры и кино Республики Алтай, Республиканским
Центром народной культуры, Администрацией муниципального образования "Улаганский
район" и содействует решению проблемы сохранения древнейшего традиционного
жанра народного творчества - горлового пения, демонстрирует многоликую
самобытную культуру народов Центральной Азии. На данном мероприятии планируется
участие горловых певцов Алтая, Хакассии, Тывы и Японии. Источник: Минкультуры
РА.
Республику Алтай
давно волнует вопрос о возвращении женской мумии "Принцессы Укок",
которая стала мировой сенсацией, в Республику Алтай из музея Института
Археологии и Этнографии СО РАН г.Новосибирска. Большинство жителей республики
однозначно высказываются за возращение принцессы на Алтай, и многие местные
духовные лидеры связывают природные катаклизмы Алтая с раскопкой курганов
и Принцессы. Можно игнорировать духовно-религиозные верования местных
жителей, но Принцесса Укок является бесценным историческим и культурным
наследием всех народов проживающих в республике и поэтому необходима единая
политическая воля руководства региона по возвращению культурного наследия
на родину. Фильм английской телерадиокомпании BBC о Принцессе Укок был
продемонстрирован по местному телевидению "Горный Алтай" в 17.10ч.
(в прайм-тайм) 10 апреля 2004 года и вызвал резонанс среди жителей республики.
"Нам не важен научный спор о расовой принадлежности Принцессы, гораздо
важнее для нас вопрос о возвращении культурного наследия на Алтай"
подытожили в послесловии Б.Я. Бедюров, видный общественный деятель, историк,
писатель - член Союза писателей России и Р.М. Эркинова, директор Национального
музея Республики Алтай им. А. Анохина. Источник: ГТРК "Горный Алтай"
Подборку
материалов подготовили И.Солодуха, М.Конунова и М.Ерленбаева
|
У нас есть Алтай
|
|
Когда я принял решение,
что буду стажироваться в Информационном центре коренных народов Республики
Алтай я и не думал, что за такое короткое время мы - стажеры сумеем узнать
так много полезного, интересного. И я знаю, что полученные знания, мне
как представителю коренного алтайского народа, в дальнейшем обязательно
пригодятся. Пригодятся они и тем представителям теленгитов, тубаларов,
и кумандинцев с которыми мы познакомились, стали друзьями за это короткое
время.
Нынешнее поколение алтайского народа несет огромную ответственность за
ту землю, на которой на протяжении многих веков проживали наши предки
и за которую они проливали свою кровь. Издавна Алтай был лакомым кусочком
для соседних племен и народов. Часто казалось, что не вспыхнет в очагах
рода алтайского огонь, что стерт с земли его народ. Как тут не вспомнить
предания из алтайских героических эпосов, которые, я уверен, специально
передавались от отца к сыну. Чтобы мы никогда не забывали о том, что это
наша матерь-земля, которая вскормила и вспоила нас и которую мы должны
всегда беречь и защищать. Нужно ценить, что у нас есть Алтай, есть своя
богатая, самобытная история, культура, свой язык и, в конечном счете,
высшее проявление всего этого - своя государственность.
Мои предки жили в этом прекрасном уголке нашей планеты. Почитали красоту
природы, соблюдали свои обычаи и традиции. И все это передавалось из поколения
в поколение. Мир развивается, и с его развитием исчерпываются природные
богатства. Уже нынешнее поколение, с развитием информационных технологий
предпочитает больше времени проводить у компьютера, ТВ и т.д. Забываются
традиции, обычаи предков, все больше и больше молодых людей подвержены
алкоголизму, наркоманию. Забываются традиции предков, которые гармонично
существовали с природой. И мы, как представители коренного народа должны
сделать все, чтобы не допустить полного разрушения, уничтожения и деградации
культуры своего народа.
Как журналист я должен вести разъяснительную работу. Мы должны сохранить
свою культуру, мы не должны стать "манкуртами" - не помнящими
родства. Мы должны сохранить наш Алтай чистым и в то же время сделать
его процветающим, развитым регионом, в котором не будет межнациональной
и межконфессиональной розни. Конечно, это не простая задача. Но я уверен,
что, объединив усилия государства, бизнеса и некоммерческих организаций,
мы сумеем этого добиться.
Кырчын
Яшев
|
"Ритуалы и обычаи:
повязывание дьалама
|
|
Каждый
год территорию Республики Алтай посещает много гостей, туристов и, видя
на перевалах, на нижних ветвях деревьев множество привязанных матерчатых
лент без какого-либо смысла начинают подражать. Хочу рассказать про обычай
поклонения горе. Алтайцы очень тесно связаны с природой. Они почитают
природу, как живого человека и представляют, что в природе каждый объект
имеет своего хозяина-духа. В представлении алтайцев мир имеет трехчленное
деление: верхний слой - Бог Улген, средний - поверхность земли, подземный
- Эрлик.
Неразрывность человека с природой, одушевление ее делали человека зависящим
от природы, и воспитывали страх перед стихийными силами. Те или другие
неудачи человека еще более укрепляли его зависимость от природы. У каждого
рода алтайцев свои горы: у тубаларов гора поклонения, это г.Чопту, у Кюзенов
- Солог и т.д. Почитание духа гор, поклонение им распространено очень
широко, то связано с подвязыванием белой ленты на перевалах. Ленты эти
повязывались в определенных местах, т.к. в древнее время каждый, собирающийся
в путь, знал, какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, и
заранее готовил эти ленты. Ленты (дьалама) нужно уметь повязывать. В наше
время, в связи с возрождением обрядов, традиций, верований всюду стали
повязывать белые ленты. Кто-то, зная определенные правила, повязывали
ленту, а кто-то подражает увиденному, а кто-то просто так.
Издавна народ различал в подвязывании лент два понятия кыйра и дьалама.
Издревле алтайцы повязывали белые ленты не только на перевалах, но и у
родников (кара-суу, аржан-суу), это незамерзающие родники они считаются
целебными, а места - священными; на местах, где произрастает можжевельник
(арчын). Смысл повязывания этих лент заключается в том, что тот, кто повязывает
ленту, клянется беречь природу Алтая, беречь традиции и обычаи народа,
хранить верность народу. Повязывая белую ленту , человек просит у своего
Алтая, у его хозяина (Алтай ээзи) благосклонности к себе. Своим действием,
повязывающий ленту, выражает свою любовь к природе Алтая. При этом существуют
определенные правила, которые должен знать и выполнять каждый, кто повязывает
ленту: лента должна быть из новой, белой ткани. При повязывании ленты
мужчина должен снять головной убор; при повязывании ленты не должно быть
смеха; при этом, выполняющий это действие, должен выразить свое желание,
просьбу хозяину горы, попросить счастливого пути, благополучия, здоровья
и выразить благопожелание:
Алтай мой с Луной,
Солнцем и Небом.
С лесом и тайгою.
Греющее жарко, яркое Солнце.
Восходящая, полная, яркая Луна.
Прошу у вас благословения,
Уберите с моей дороги несчастье.
Пусть народ мой будет похвален,
Благодарю тебя мой Алтай.
Ленту повязывают к ветке дерева одним узлом, бережно, чтобы не содрать
кору с ветки. Привязав ленту, исполнитель должен повернуться к Востоку
и поклониться, при этом он должен опуститься на колени, протянуть обе
руки вперед, или протянуть только правую руку вперед, склонив перед собой.
Не будет ничего непристойного, если только повязать ленту и не исполнить
никакого поклона. В священных местах нельзя громко говорить, сквернословить
и скандалить. Тот, кто не будет соблюдать этих правил будет наказан природой
сам или его близкие, родственники. Те, кто повязывает цветные ленты, полосатые,
черные - считается, что они поклоняются Эрлику - хозяину потустороннего
мира.
Если с собой нет приготовленной ленты, то лучше ничего не повязывать,
плохого в этом ничего нет. Если нет белой ленты, можно повязывать однотонную
желтую, зеленую, голубую или красную. Белый цвет посвящается хозяину Алтая,
желтый - солнцу, степям
Алтая, голубой - небу, красный - огню, зеленый - полям и лесам.
Дерево, на которое повязывается белая лента, нельзя срезать, ломать ветви,
сучья. Все дары, богатства Алтая служат человеку и человек пользуется
этим, хранит и бережет его.
Ирина
Солодуха
|
ВСТРЕЧИ
СТАЖЕРОВ
|
Подходы Минэкономразвития Республики Алтай
по решению проблем коренных малочисленных народов
| |
18 марта мы провели
встречу в Министерстве экономического развития, торговли и предпринимательства
Республики Алтай с Г.К. Аилдашевым - Первым Заместителем Министра, А.В.
Кутериным, Заместителем Министра, начальником отдела по вопросам Севера
касательно исполнения законов, касающихся КМН. А.В.Кутерин отметил что
он, являясь начальником отдела по Северам, непосредственно касается проблемами
КМН. В частности он сказал: "На уровне республики не принята программа
социально-экономического развития КМН, хотели посмотреть, где на территории
республики наибольшее количество компактно проживают эти народы. Обратились
в Москву с предложениями, чтобы эти территории узаконить, но это дело
не продвинулось, т.е. откладывалось до переписи населения. После переписи
совместно с общинами и ассоциациями КМН договорились ввести Территории
Традиционного Природопользования (ТТП). Также собираем данные КМН по роду
занятий, по полу, возрасту, чтобы были подробные материалы по КМН и в
дальнейшем использовать для разработки социально-экономической программы
на федеральном уровне. Существуют еще ряд других целевых программ на уровне
Российской Федерации, сумма которых в прошлом году была 49 млн. рублей,
в этом году 71 млн. рублей. В рамках этой программы построена школа в
село Иогач. Если раньше направление этих программ было на социальные сферы,
т.е. на строительство школ, больниц и приобретение оборудования, то теперь
направление немножко изменилось точнее на строительство производственной
сферы. Мы не находим интересные производственные объекты, которые бы нашли
интерес на уровне Российской Федерации. На наш взгляд нужно развивать
сеть производственных объектов. Больше в плане должны быть те проблемы,
которые надо решать в общинах, в ассоциациях, а потом государство оказывало
бы помощь. Сохранение самобытности КМН заставляет свои внутренние ресурсы
использовать на благо. Необходимо непосредственное участие КМН в разработке
этой программы, чтобы оно давало наибольший эффект. Одна из проблем сел
- это территориальное природопользование. Ситуация такая, что ООН провозгласила
10-летие коренных народов и права у коренных народов есть и в РФ, но механизмов
их реализации и регулирования нет. Нужны нормативы для каждой этнической
группы, сколько земель и какой земли выделять общинам. Причем по земельному
кодексу бесплатной передачи земли не предусмотрено, т.е. не доработаны
некоторые вопросы. Я думаю должна быть большая инициатива снизу от общин
в Государственную Думу, в Правительство. Надо разработать систему выделения
земель и под охотничьи угодья. Земельный вопрос самый актуальный и сложный,
в практике возникает много вопросов". Далее А.В.Кутерин ответил на
ряд вопросов стажеров.
М.Ерленбаева: В настоящее время программа "Дети Севера" действует?
А.В.Кутерин: Программа "Дети Севера" уже два года не действует
в нашей республике. Сделали в Москву представление, но ответа пока нет.
В Улаганском районе построена ДЮСШ, приобретены оборудования для школ
также из этих целевых программ. Эти целевые программы являются для нас
большой поддержкой.
Аилдашев Г.К.: Программа развития КМН в республике не разработана. Нужна
перепись населения на компактное проживание КМН. Из 40-50 российских программ
мы участвуем в 20 программах. В Улагане построена больница благодаря одной
из этих программ. Северными завозами пользуются все районы кроме г.Горно-Алтайска.
Объемы защищены достаточно много и достаются в другие районы и на социальные
объекты. Прокуратура строго следит за использованием денег. Цель северных
программ - удешевить товары первой необходимости в районах приравненных
к Крайнему Северу. По многим позициям добиваемся, чтобы уголь и топливо
тоже были дешевыми, чтобы себестоимость услуг ЖКХ было приемлемой для
населения. У нас субсидии по бюджетному кодексу - это целевые средства
и на условиях со-финансирования. Эти средства закладываются на возмещение
транспортных расходов по железнодорожному транспорту, по речному и т.д.
Получается так, что сегодня 1 т. топлива стоит очень дорого в связи с
транспортными расходами. Дрова защитили только в этом году. Существуют
субсидии с федерального фонда для выезжающих с северных районов так как
строительство жилых домов в г.Горно-Алтайске прекратилось. Нынче ввели
жилищные сертификаты.
М.Конунова: Пенсионеры могут получить жилищные субсидии?
А.В.Кутерин: Право на получение субсидии имеют все пенсионеры, а также
лица, имеющие стаж работы в этих районах более 15 лет. Нужно только подать
заявление и встать на очередь. Цель этой программы- расселить жителей
Севера.
Л.Кыдатова: На строительство или создание Тубаларского центра будут выделены
деньги из этих программ?
А.В.Кутерин: На основе заявок общин нужно разработать программу в соответствии
с российской и защититься. В любой программе есть 3 источника финансирования
на федеральном уровне, региональном и местном.
Марина
Конунова
|
Встреча
с Председателем Парламента Республики Алтай
| |
23 марта мы провели
встречу с И.Э. Яимовым, Председателем Государственного Собрания - Эл-Курултай
Республики Алтай (ГС ЭК РА). Игорь Эжерович познакомился со всеми стажерами
Центра и руководством проекта, после подробно рассказал о работе, перспективах
и проблемах работы республиканского Парламента. ГС ЭК Республики Алтай
считается одним из сильных региональных Парламентов, этому благоприятствовала
вся история создания Государственного собрания. На данный момент функционируют
пять постоянных Комитетов, налажена конструктивная и позитивная работа
с Правительством Республики Алтай. В плане законотворческой деятельности
были затронуты вопросы, касающиеся КМН Алтая: Государственное собрание
готовит закон о Телецком озере, который непосредственно будет касаться
регулирования вопросов природопользования общинами КМН. Также обсуждался
больной вопрос по маломерным судам и теплоходам, которые наносят большой
экологический вред Телецкому озеру. Данные вопросы требуют решения и стоят
на повестке дня у парламентариев республики и Игорь Эжерович призвал стажеров
Центра как представителей общественных организаций активно включаться
в законотворческую деятельность через существующие механизмы: через республиканских
депутатов, районные Советы депутатов инициировать нужные законы по разным
аспектам жизнедеятельности КМН. Данная встреча была очень информативной
и самой интересной. Более того, Игорь Эжерович проявил интерес к проекту
NPIR, о реализации которого рассказали руководители проекта, и обещал
от имени ГС ЭК РА оказывать всяческую поддержку в работе Информационного
Центра.
Ирина
Солодуха
|
Проблемы
развития
|
Экологические проблемы села Балыктуюль
|
|
Мое
село Балыктуюль является одной из больших сел Улаганского района Республики
Алтай. В нем проживают более 2,5 тысяч жителей. В двух километрах от моего
села находятся знаменитые на весь мир Пазырыкские курганы древних скифов.
Название села исходит из того, что по теленгитски слово "балык"
означает рыба, "туюль" - речка. Старожилы твердят, что раньше
в речке было много рыб хариусов и после разливов дети подбирали рыб прямо
с суши. Но в настоящее время из-за плохих экологических обстоятельств
рыбки стали мелкими и по количеству меньше.
Река села является единственным источником чистой воды, хозяйственных
и бытовых нужд жителей села. В зимний период реку покрывает толстый слой
льда, доходящий до 5 метров. Оледенения захватывают кошары, туалеты жителей,
живущих по побережью реки. В теплый период смывается водой все грязное
уносится рекой и впадает в реку Улаганчик, далее в Башкаус, в Челушман
и в Телецкое озеро. С Телецкого озера выходит река Бия, где сливаясь с
Катунью образуют могучую красавицу Сибири Обь и впадают в Карское море.
Отсюда можно сделать вывод, что все инфекции, которые попадает в реку
нашего села, заражают различными кишечными заболеваниями почти всех жителей
Сибири.
Но есть выход в селе содержать водные ресурсы в чистом состоянии т.е.
обеспечить жителей нормальной экологически чистой питьевой водой. Необходимо
построить в селе несколько водоколонок, колодцев, где можно избежать различных
инфекций, угрожающих здоровью человека, а также разрешить одну из проблем
жителей села - это безопасное обеспечение водой. В холодный период глубина
проруби, достигаемый до 5 метров, становится опасным для жизни человека
и недоступным каждому. С периодом резких потеплений в следствии таяния
льда внезапно поднималась уровень воды, что имели место случаи угрозы
жизни человеку, набиравшему воду.
Депутатам районных Советов, главе администрации села, сотрудникам санитарно-эпидемических
станций необходимо поставить этот вопрос одной из главных и принять незамедлительные
решения для разрешения сложившейся ситуации. Такая экологическая и житейская
проблема жителей села Балыктуюль остается неразрешимой уже несколько десяток
лет.
Марина
Конунова
|
КОРЕННЫЕ
НАРОДЫ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ
|
Тубалары
| |
Республика
Алтай - прекрасный живописный уголок на земном шаре. По своей первозданности
Республика Алтай осталось одна из немногих мест, где природа сохранила
свою первозданность. На территории республики множество чистых рек, озер,
серебряных источников, родников, лесов и гор, ледников на которых лед
не тает и летом. На Алтае очень богатая фауна, разнообразен животный мир.
Все это вместе взятое позволяет всем людям, приехавшим на отдых и местному
населению любоваться красотами природы и подышать свежим воздухом. В наш
современный век индустрии свежий чистый воздух не везде.
Республика Алтай многонациональна, тубалары являются одним из коренных
этносов. По последним данным переписи населения тубаларов по России насчитывается
3000 человек. Это тот самый народ, который издавна проживает на берегах
Телецкого озера. По правую сторону озера расположен п.Артыбаш, а по левую
сторону п. Иогач, поселки соединяет мост. Тубалары сохранили свою культуру,
обычаи, традиционные виды деятельности: рыболовство, охоту, введение сельского
хозяйства, сбор лекарственных трав, изготовление сувениров.
Но в последние десятилетия в школах преподают все предметы на русском
языке. Русский и немецкий языки являются обязательными, а на тубаларском
не преподают. Тубаларскому языку грозит исчезновение. Если будет потерян
язык, значит, мы можем потерять и культуру. В дошкольных учреждениях тоже
нет групп, в которых было бы воспитание детей не только на русском, но
и на своем родном тубаларском языке. Но мы все прекрасно понимаем и знаем,
что если будет потерян язык, то и будет потеряна культура. Как естественный
закон в природе поглощения меньшинства большинством.
Именно поэтому у нас родилась идея о создании Тубаларского центра, в котором
был бы выставочный зал, в котором выставлялись бы предметы старины, национальные
костюмы, сувениры, литература о культуре тубаларов, обычаях, традициях
и образе жизни тубаларского народа. Здание должно быть просторным и светлым,
в котором велась бы работа художественного руководителя с детьми, разучивая
с ними народные танцы и песни, национальные сценки и пьесы. У малой народности
была бы возможность не только сохранить свою культуру, но и показать ее
другим людям. На сегодняшний день Республика Алтай является дотационной
и насколько долго будет, мы не знаем. И если кто-нибудь захочет помочь
тубаларскому народу в благородном деле - в создании центра, пожалуйста,
отзовитесь.
О том, что есть международные организации по правам коренных народов мира
и то, что объявлено 10-летие коренных народов мира я узнала только здесь
на стажировке в г.Горно-Алтайске. Очень хорошо, что нашлись люди создавшие
Информационный центр, в котором могут коренные жители получать знания
о международных, федеральных и региональных законах о своих правах и заявлять
о них.
В Турачакском районе уже давно сложилась остро проблема с земельными участками.
Во времена правления главы района Н.Я. Болтухина продавались и продаются
земли, этот человек никогда не считался с мнением коренных жителей. Именно
он продал вертолетную площадку и продолжает засылать к нам богатых людей
- авось пролезет. Но больше ему это не пройдет! Нужны деньги - пусть работает
головой, как нормальные бизнесмены, ему должно быть стыдно - зарабатывать
на распродаже народных земель. В то время когда на столе Артыбашской администрации
лежит пачка заявлений от коренных жителей села о предоставлении земельных
участков под строительство жилых домов.
А что твориться у нас на озере даже и говорить не хочется. Многие богатые
люди видят в озере источник дохода, понавезли много катеров, занимаются
прокатом туристов. Катера везут старые, красят уже здесь на месте, они
как правила не соответствуют санитарным нормам, и наносят непоправимый
вред Телецкому озеру. Катера заправляются как попало и где попало в течение
всего лета, по озеру плывут большие пятна горюче-смазочных материалов.
Большая часть катеров не учтена, эту информацию мы знаем по информации
совещания, которое проходило летом 2004 года в с.Иогач. А куда смотрит
глава района Н.Я. Болтухин остается вопросом. Видимо он находит общий
язык с хозяевами катеров, а местные люди пусть травятся водой, ведь он
сам ее не пьет. И озеро Телецкое пусть гибнет - хотя его называют Всемирным
Наследием.
Людмила
Кыдатова
|
Теленгиты
Кош-Агачского района
| |
В
2 тысячи метров над уровнем моря, на стыке четырех государственных границ
(России, Монголии, Китая и Казахстана) живет народ - теленгиты. Народ,
который на протяжении многих веков ревностно сохранял свою самобытную
культуру и язык, традиции и обычаи своих предков. Свою землю, где живут,
они с любовью называют Эре - Чуй. Народ теленгиты поклоняются как и их
предки Земле, Небу, духам Предков, Воды, Огня, Гор у которых просят прощения
и благословения. Поклоняются Высшему Существу - Алтай Кудай давшему жизнь
всему в мире. И все они имеют священный ореол - сакральность. Из поколения
в поколение теленгиты постигая тайну мироздания, живя в гармонии с Природой,
ощущая себя ее частицей, построили свое мировоззрение. Обожествление всего
того, что их окружает, дает теленгитам особое восприятие об окружающем
их мире.
Теленгиты делятся на "сеоки" - роды и у каждого сеока своя родовая
священная гора и тотемное животное. Например, у рода сагал - Сайлугем-Ыйык,
у кобоков - Кок-Ыйык, у моолов - Ирбисту и т.д.
С приходом века технической цивилизации теленгиты постепенно теряют связь
с землей. Истреблены животные, на которых когда-то теленгиты охотились,
исчезают рыбы и птицы, вырубаются леса. Распаханы и оставлены после распада
СССР тысячи гектаров земли, на которых после освоения остались одни камни.
Раскопаны сотни курганов, вывезены сотни каменных изваяний. А ведь они
когда-то так поразительно вписывались в ландшафт, а теперь оскверненные,
не засыпанные лежат, обрастая полынью.
Теленгиты никогда не нарушали покой предков, они даже старались обходить
такие места. Даже сегодня они без надобности не ходят туда, где покоятся
ушедшие в иной мир.
С осквернением природы, их исторического прошлого теленгиты связывают
участившиеся случаи суицида особенно среди молодежи и природные катаклизмы.
Потеряна связующая нить, нарушена гармония между Человеком и Природой,
а это привело к де-сакрализации окружающей среды и потере сложившихся
тысячелетиями духовных ценностей.
Люди, считающие себя образованнее теленгитов в области экологии и других
науках с иронией относятся к такому объяснению. А стоит призадуматься,
ведь наши предки были мудрее нас, поэтому они из поколения в поколение
передавали то, чему они научились у Природы. Теряя связь с ней, мы потеряем
свою самобытность и превратимся в "манкуртов".
Развалились колхозы, а это привело к массовой безработице. В селах люди
в основном выживают за счет детских пособий и личного хозяйства. Молодежь
не занята, не могут устроиться на работу молодые, сильные люди потому
что, нет производства. По последним статистическим данным средняя продолжительность
жизни мужчин в районе 37 лет. Кош-Агачский район отнесен к экстремально-дискомфортным
районам проживания населения.
Учитывая суровые природно-климатические условия район включен в перечень
местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Только за счет северных
дотаций мы выживаем и это единственная существенная помощь государства
для выживания теленгитов нашего района.
Мая
Ерленбаева
|
Мое
родное село Кебезень
| |
На
пути к Всемирному Природному Наследию ЮНЕСКО - знаменитому Телецкому озеру
в 140км. от центра Республики Алтай города Горно-Алтайска расположено
село Кебезень. С алтайского языка название села переводится как "здравствуй
лодка", кебе-лодка, эзень-здравствуй. Кебезень одно из крупных сел
Турачакского района. В нем проживают тубалары, кумандинцы, русские и очень
мало представителей других народов. У нас есть 2-х этажная кирпичная школа,
сельский дом культуры, фельдшерский - акушерский пункт, несколько частных
магазинов и пилорам, одна частная пекарня. Село состоит из двух частей:
Кебезень и верхний Кебезень (у нас говорят Старый Кебезень). Я буду рассказывать
именно о Старом Кебезене, где я и родилась. Старый Кебезень находится
от центра села в полутора километрах. Эту часть села окружают высокие
горы, которые покрыты в основном хвойными деревьями: кедром, сосной, пихтой,
а когда наступает осень, на зеленом хвойном фоне выделяются осина, калина,
рябина, береза. В зимний период местные жители заготавливают бересту для
растопки печей, а из самой березы готовят дрова. Дрова из березы самые
жаркие.
На окраине деревушки бежит небольшая речушка Кебезенка. В ней водится
мелкая рыба (гольяны, силемы и др.). Во время весеннего паводка она становится
бурной, мутной, быстрой и сносит все на своем пути.
Наши леса богаты разнообразием ягод: земляника, черника, малина, клюква,
черная и красная смородина, брусника, ежевика, калина и также бесконечно
можно перечислять названия грибов и особенно лекарственных трав. Среди
диких животных водятся волки, медведи, лиса, заяц, кабарга, белка и др.
В советское время основная часть населения работала в колхозе. Не сказать,
что хозяйство было передовым, но люди работали и получали хоть какие-то
деньги. Вначале 90х годов случился пожар, в котором сгорела большая часть
дойных коров. И на этом оно прекратило свое существование.
Также у нас функционировало лесное промышленное хозяйство, которое занималось
переработкой древесины. После распада коллективного и лесного хозяйств
часть имущества, земли, оборудование, разделили между рабочими и раннее
работавшими на этих местах пенсионерами по паям. Многие семьи переехали
в другие районы. В настоящий период основная часть населения живет за
счет детских пособий, пенсий и подсобного хозяйства. Началась массовая
безработица. Стабильный денежный доход имеют в основном пенсионеры, получая
пенсию от государства. Молодежь не востребована, многие спиваются. А ведь
есть среди них много способных и талантливых ребят. В последнее время
особенно возрос интерес молодого поколения в получении высшего образования.
Но, к сожалению, уезжают учиться единицы.
Всегда у нас стояла проблема на счет колонок. Есть старый колодец, который
зимой перемерзает, а каждую весну грязная вода из луж заливает его. За
питьевой водой приходиться ходить на окраину села и спускаться по крутому,
глиняному спуску оврага. Из-за воды не соответствующей санитарным нормам
у жителей могут начаться кишечные заболевания.
Каждую весну местные жители ездят в тайгу к заготовителям папоротника
(орляка) на заработки. Выезжают на заготовку целыми семьями. Эта работа
низкооплачиваемая и тяжелая, но людям выбирать не приходиться.
Не везет нам с председателями села. Люди, садясь на эту должность, обещают
много, а в итоге результаты плачевные. Каждый успевает только нажиться
в собственных целях. А ведь они всю жизнь живут рядом с нами.
Ирина
Солодуха
|
Как
стать стажером нашего Центра на Алтае
|
Ответы на часто задаваемые вопросы
|
|
- Кто может стажироваться
в Центре? - Все заинтересованные лица из общин/ассоциаций коренных народов
Алтая и представители организаций, занимающиеся общественной деятельностью
по вопросам КМН, а также представители местных властей.
- Что для этого необходимо? - Получить письмо-рекомендацию от общин/ассоциаций
коренных народов или местных администраций на прохождение стажировки и
заполнить анкету и направить к нам в офис для рассмотрения Вашей кандидатуры.
- Какие сроки и условия стажировки? - Сроки следующие - с 19 апреля по
29 мая, с 7 июня по 17 июля, с 26 июля по 4 сентября. Это план стажировок
на 2004г. Такой же план будет разработан на 2005г. В группу набираются
только по 6 человек, они обеспечиваются стипендией, жильем, оплачиваются
расходы по проезду до г.Горно-Алтайска и обратно. Занятия проходят с 10.00
до 15.00ч. с перерывом на обед. Посещение занятий обязательно для всех,
в случае пропусков стажеры лишаются стипендии.
Надежда
Суркашева
|
Как
связаться с нами
| |
Офис
Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай находится по
адресу г.Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д.30 (двухэтажное деревянное здание),
2 этаж, офисы 201-202. Для писем - г.Горно-Алтайск, а/я 10. Номер телефона
и факса: (388 22) 21296. Мы будем рады пообщаться с Вами в любое время
в рабочие дни! Двери Центра открыты для всех, кто хочет получать информацию
и сотрудничать с нами!
|
|
|
|