Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Бюллетень №2 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

 

Знакомьтесь: 2 группа стажеров информационного центра коренных народов Республики Алтай

 

Слева направо (первый ряд): Людмила Попошева, алтай-кижи, уроженка с.Ак-Коба, проживает в с.Сугаш, Айдынбек Тазрашев, теленгит, депутат районного совета, курирует вопросы КМН; Галина Сапкина, тубаларка, является членом Координационного совета общин коренных малочисленных народов (тубалар, кумандинцев и челканцев) "Кедр" с.Артыбаш Турачакского района; слева направо (второй ряд): Максим Тыдынов, теленгит, член общины теленгитов "Алтай-Теленгит" Улаганского района; Камила Шерматова, кумандинка, работает в Алтайской региональной общественной организации кумандинцев "Исток" г.Бийск; Юрий Тарбаганов, туба, председатель общины Коренных малочисленных народов "Альбаган" с. Старый Кебезень. Все стажеры были рекомендованы местными администрациями и общинами/ассоциациями коренных малочисленных народов (КМН) Алтая. Время стажировки: 19 апреля по 28 мая 2004 года

Встреча доноров и руководства проекта NPIR в Красноярске

Г-н Бернд Шутце, руководство проекта NPIR и информационного центра "Аргиш" во время встречи с Х.Е. Поповой, руководителем общественной приемной губернатора ЭАО и представителями эвенкийской диаспоры в г. Красноярске.

 

3-5 июня 2004 года в г.Красноярске прошла встреча представителя донорской организации "Диоконие" (Diakonie) г-на Бернд Шутце c руководством проекта NPIR, дирекцией и стажерами общественной организации "Региональной Этноинформационного Правого Центра Коренных Народов "Аргиш" Красноярского края, созданного по проекту NPIR реализация которой стала возможной благодаря немецким донорам. Гульвайра Шерматова, координатор проекта объяснила что "данная встреча проводилась, для оценки прогресса проекта в регионах, такие же оценочные миссии доноров планируются и на Алтай и Карелию". Во время пребывания состоялись встречи со стажерами "Аргиша", представителями коренных народов края, Эвенкийского Автономного Округа, региональных и местных властей и учеными. Директор "Аргиш", Надежда Новик отметила тяжелую ситуацию коренных народов в регионе из-за усильной индустриализации территорий традиционного проживания коренных общин (добыча газа, нефти, полезных ископаемых и пр.). "Красноярский край впечатлил меня размерами, пространством, отдаленностью мест проживания и сложностью проблем развития коренных малочисленных народов края и в этом отношении работа центра крайне востребована, необходимо выезжать непосредственно в места проживания коренных народов для проведения курсов стажировки по правам коренных народов" - сказал г-н Шутце. Руководством и донорами проекта NPIR была дана положительная оценка работе центра и проекта. Более подробно о проекте NPIR читайте в бюллетени №1, а также не сайте организации.

Встречи и мнения наших стажеров

 

Мы, стажеры информационного Центра, кроме основной программы стажировки провели ряд интереснейших встреч и с полученной информацией хотим поделиться с Вами. Мы:
--7 мая провели встречу в Республиканской Филармонии, посетили костюмерную комнату. Познакомились с национальной одеждой кумандинцев, теленгитов, алтайцев. Там же побывали в швейной мастерской по пошиву национальной и концертной одежды
- 12 мая участвовали на 20-сессии Государственного собрания Эл Курултай.
- 13 мая провели встречу с председателем комитета солдатских матерей Республики Алтай Н.В.Качиной.
- 14 мая провели встречу с ассоциативным членом МОФ СЦПОИ. Произошло знакомство с Пушкиновой Н.А., специалистом по территориальному общественному самоуправлению (ТОС), в муниципалитетах, одной из форм самоорганизации граждан для решения проблем местного сообщества по территориальному признаку.
- 17 мая провели встречу с ведущим специалистом министерства туризма Корусенко О.Д., куратором природных парков в Республике Алтай. Ей, как представителю коренного малочисленного народа далеко не безразличны проблемы природоохранного значения, способы сбережения и передачи последующему поколению чистой, первозданной природы.
-19 мая принимали участие в праздновании десятилетия со дня организации комитета "Солдатских матерей" в республике Алтай.
- 21-22 мая принимали участие на семинаре "Равные права, равные возможности", проводимой республиканской общественной организацией инвалидов детства "Возрождение".
- 24 мая провели встречу с преподавателем ГАГУ Киндиковой Р.М. по теме "Управление организацией"
- 22-23 апреля 2004 года, принимали участие в работе регионального научного семинара по теме " Тюрко-язычные литературы народов Сибири: проблемы художественного перевода".
В работе семинара принимали участие специалисты (филологи и лингвисты) из четырех регионов: Республика Алтай, Хакасия, Горная Шория, Тыва.
Главной целью семинара было обобщение накопленного опыта переводов тюрко-язычной литературы Сибири, рассмотрение имеющейся переводной литературы, выбор методов изучения и разработка теоретических концепций (правил) перевода близкородственной литературы Сибири.
Была поднята проблема точности перевода, а именно не соответствие оригинала с переводом. Переводчики часто используют метод перевода - "подстрочник". В результате теряется смысл, образ, национальный колорит произведения во всей его полноте, богатстве и многообразии. Писатели объясняют проблему трудного перевода, быстрым развитием языка и усложняющейся конструкцией предложения.
В частности Киндикова Н.М. доктор филологических наук, профессор Горно-Алтайского университета сказала: "В литературах сибирского региона имеется достаточно большое количество переводных произведений, которые ждут своего самостоятельного исследования. До настоящего времени неизученными остаются история и теория переводов, поэтика переводных произведений, а так же особенности художественного перевода лирики, эпоса, драмы тюрко-язычных писателей Сибири. Если об истории перевода литературы сибирского региона, в какой то степени сказано в статьях и монографических исследованиях отдельных авторов, то о теории перевода речь пойдет впервые. По мнению многих теоретиков, перевод рассматривается как самостоятельная наука, так как в нем имеются свои принципы закономерности развития. Таким образом, при всех противоречивых суждениях разговор должен идти о качестве художественного перевода тюрко-язычной литературы в жанровом разнообразии.
Искусство перевода состоит в осознании непереводимости оригинала, смысл которого обнаруживается в метафорическом языке. При переводе важно войти в образный мир поэта и передать его идентичными образами. Однако переводчики не всегда учитывают индивидуальные особенности творчества писателя, не вникают в образный мир, не учитывают традиции и специфику той или иной национальной литературы".
26 апреля встретились с руководителем Детского фонда. Саймуновой Р.И., Раиса Ивановна обрадовала нас тем, что ей глубоко не безразлично все то, что происходит в нашем обществе, в особенности её отношение к проблемам и бедам детей. Мы о многих проблемах услышали и узнали, какие существует проблемы у детей, о которых в обыденной жизни мы особо не задумываемся. Мы так же узнали, что Фонд не финансируется из бюджета государства. Порой наши руководители, которые выдвигают свои кандидатуры на выборах, говорят о благополучии всех граждан и в частности инвалидов, но лишь найдя теплое место, забывают о своих обещаниях. Это встреча помогла нам понять, что дело в нас самих, в нашем обществе, где мы живем. Так же ознакомились, каким образом, оказывается помощь инвалидам в Америке.
- 30 апреля получили консультацию у специалиста по оценке земель Газукиной Ю.Г. сотрудника фирмы "Веритас". Она рассказала, что первого января 2001 г. принят Земельный кодекс. Земля стала товаром - ее можно закладывать, купить, продать. Земли делятся по категориям: земли населенных пунктов и городов, сельскохозяйственные земли, земли промышленности, транспорта и связи; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли рекреационного значения, и прочие.
По земельному кодексу устанавливаются следующие формы собственности: государственная федеральная, государственная региональная, муниципальная. Физические и юридические лица
имеют право на собственность. Физическое лицо, владевшее участком до 1991г. в бессрочном пользовании, может оформить документы на эту землю бесплатно. Если имеет два участка, то первый оформляет бесплатно - не зависимо от площади участка, а второй выкупает. Выкупная цена земельного налога складывается от трех до десяти размеров ставки земельного налога. Важно знать то, что если до 1 января 2006 года, лица, которые не зарегистрируют право собственности на землю, лишаются права приватизации, а земля автоматически переходит в собственность государства.
- 13 мая провели встречу с Качиной Н.В., которая возглавляет комитет солдатских матерей. Надежда Викторовна познакомилась со всеми стажерами Центра, после рассказала, что женщины были озабочены состоянием в Российской армии, их тревожили факты дедовщины, неуставных отношений, и самовольное оставление частей армии. Матери искали способы оказания помощи своим ребятам, им нужна была правовая защита. Комитет солдатских матерей защищает права военнослужащих и осуществляет помощь семьям военнослужащих. Итогом серьезного разговора стало создание комитета солдатских матерей. Его первым председателем стала Качина Н. В. В период становления комитета, большую помощь ей оказывали: В.И. Самыкова, С.Е.Политаева, Т.В.Плетнева. Позднее вошли в состав помощник депутата Государственной Думы Г.С.Хлебникова, заведующая детским садом Г.А. Богданова и др. В комитет обращались за помощью родственники солдат и мамы военнослужащих и получали ее. Комитет солдатских матерей работает не только с солдатами, но и с военкоматами, ведется работа по подготовке ребят к службе в армии. Надежда Викторовна постоянно выезжает в военные части, где служат ребята, и обо всех проблемах она узнает от солдат . 19 мая Комитет солдатских матерей отмечал десятилетие со дня образования.
-18 мая провели встречу с Председателем комитета по землепользованию Филиповым А.Л.. Алексей Леонидович поразил нашу группу своим профессионализмом, открытостью, порядочностью. Тем самым резко выделяясь среди большинства чиновников. Наша встреча проходила в режиме вопросов - ответов. И на все вопросы, мы получали четкие, ясные и понятные ответы.
- Как оформить свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок?
Выписка сделанная из решения о приватизации, практически заменяет свидетельство о регистрации. Правительство Республики Алтай рекомендовало органам местного самоуправления утвердить предлагаемые рекомендации от правительства форму свидетельства. В том плане, чтобы оно носило документированный характер, с присвоением индивидуальных номеров, использованием номера региона и номером района, сельхоз предприятий и т. д. И выдать эти выписки гражданам в соответствии со ст. 18 федерального закона "Об обороте". В соответствии с этим законом, граждане, которые имеет долевую собственность земли, могут обратиться в районную администрацию с заявлением о получении такой выписки. Если районная администрация отказывает, то нужно судиться. Например, в Усть-Коксинском районе суд прошел, и понудил районную администрацию выдать выписки. Но тут есть одно большое НО, те решения органов самоуправления о передачи в частную собственность, которые принимались в 90-х годах, не выдерживают правовой критики. Там нет поименованных участников собственности, но все равно понимается так, что земельный участок передан в общую собственность. Т.е. факт возникновения прав состоялся, однако реализовать свои права гражданам в связи с этим постановлением сложно. Поэтому правительством не просто рекомендовано форма выписок, а рекомендовано внести изменения в соответствующие постановления и приложить к ним списки. Списки корректные с именами, отчествами, с размером земельной доли, с паспортными данными. Эти изменения необходимы, для того чтобы граждане могли реализовать свои права.
- Как правильно оформить конкретный земельный участок в счет земельной доли?
ФЗ РФ №101 "Об обороте" в ст. 13. Защищен порядок формирования собственником земельной доли, своего земельного участка. Подача заявления в прессу о намерениях, с указанием местоположения и указанием возможной компенсации. Претензии все регистрируются в районной администрации. Претензию может подать только тот, кто состоит в списках, т.е. сособственник земельной доли. Согласование с районом по претензиям, необходимо для того, чтобы формировать земельное дело. Т.е. отсутствие претензий, является одним из факторов согласования формирования границ с другими собственниками. А актом такого согласования, является письмо от района, что возражений нет, т. е. фиксация этого факта.
Итак, что необходимо сделать, чтобы стать собственником земли:
" Получить выписку;
" Подать заявление о намерениях в средства массовой информации: "Звезду Алтая" и "Алтайдын Чолмоны";
" Если нет возражений, взять расписку в районной администрации;
" Обратиться в коммерческую подрядную организацию, для изготовления землеустроительного дела, это необходимо, для того чтобы иметь координаты земельного участка, описание границ, картографическое отображение, которое должно быть выполнено с техническими условиями.
" Вся эта документация далее передается на постановку на кадастровый учет и далее гражданин попадает в единый государственный регистр земли;
" Берется выписка из единого государственного регистра;
" Регистрируетесь в регистраторе управ.
" Вы становитесь собственником земельного участка сформированного в счет Вашей собственной земельной доли.

Есть второй способ формирования земельного участка. Он применим притом, что если сохранилось сельхоз предприятие, которое двадцатью процентами собравшихся на общее собрание 2/3 голосов может решить вопрос о варианте использования земельного участка в общей собственности. Данный механизм прописан в 14-й статье 101-го Федерального закона "Об обороте". Он регламентирует вариант общего совместного использования земельного участка в общей собственности.
Есть и третий вариант, это использование участка явочным порядком (т.е. если на данном участке нет собственника), исправно платить налоги и использовать его в течение 15 лет, то через 15 лет в суде можно получить право собственности по сроку давности.
Все это необходимо оформить до 1 января 2006 года, если Ваш участок останется не востребованным, то Правительствам субъектов Российской Федерации или администрациям или исполнительным властям субъектов, позволяется сформировать земельные участки из не востребованных земельных долей и в суде признать на них право собственности, т. е. земля станет собственностью государства.
И в дальнейшем право собственности на земельную долю, необходимо будет доказывать только в суде.
Гражданам для сенокошения пастьбы без права приватизации земли передаются на 49 лет аренды по процедурному порядку и критериям, установленным районом. На самом деле, арендные отношения в этом смысле не урегулированы никак, т. е. методика просчета арендной платы, не регламентирована. Эту плату устанавливают исполнительные органы власти, муниципальные власти, а в гражданском кодексе вообще сказано, что размер арендной платы определяется в договоре. По закону " Об обороте", если арендатор использует земельный участок в течение 3-х лет, может подать заявление в органы самоуправления и выкупить земельный участок по рыночной стоимости, которая определяется независимым оценщиком.
- 25-26 мая в малом зале Государственного Собрания Эл-Курултая Республики Алтай прошла международная научно-практическая конференция "Управление особо охраняемыми природными территориями и их социально - экономическая интеграция". На конференции присутствовали представители исполнительных органов власти, законодательных органов власти, представители ООПТ в республики Алтай, научные и общественные организации, региональные представители, международные организации.
Конференцию открыли с приветственным словом Тайтаков Н.М. - Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай, Безрученков В.И. - Заместитель Председателя Государственного Собрания Эл - Курултая Республики Алтай, Бондарев А.И. - представитель организации "Всемирный Фонд Дикой Природы" (WWF) г. Красноярск.
На конференции говорилось об экологической значимости и репрезентативности территорий нацеленной на выявление природной специфики, потенциальной роли природных парков в сохранении биологического разнообразия. Об особенностях управления на землях, включенных в границы парка без изъятия из хозяйственного пользования, а так же необходимости вовлечения коренного населения в управление охраняемыми территориями.
Пользуясь случаем, мы хотели бы поблагодарить организаторов международной научно-практической конференции "Управление особо охраняемыми природными территориями и их социально - экономическая интеграция" за возможность участвовать в работе.

Галина Сапкина и Камила Шерматова

Статьи наших стажеров

Без земли = без корней

 

Издревле мои предки жили на территории Прителецкой тайги и по берегам Телецкого озера в горах покрытых черневой тайгой. Основным видом деятельности тубаларов являлась охота, рыболовство, скотоводство земледелие и собирательство. Там где поселялись люди, они расчищали, корчевали тайгу, обрабатывали землю, садили ячмень, косили сено, занимались скотоводством, но больших стад содержать не могли, не было пастбищ. Охота и рыболовство, собирательство кормило нас. За последние 30 лет нас тихо, незаметно вытеснили, наши охотники остались без охотничьих угодий, обосновывая это тем, что мы все браконьеры. Хотя места есть. Территории огромны, охотники не могут обойти и половины своего участка, многие просто перестали охотиться, участки сдают в аренду, а те, кто арендует, отдает половину своей добычи. Некоторые охотники взяли свои участки в аренду на 49 лет построили турбазы, занимаются коммерческой охотой. По этому нашим охотникам не дают лицензий на отстрел маралов, лосей, медведей. Но надо как-то жить и кормить свои семьи приходиться брать в аренду участки у тех, кто не охотится. Или заниматься браконьерством. Просто в сложившейся ситуации мы поставлены в такие условия. Заявления наших охотников на участки годами лежат у председателя охот общества Староверова Б. и не рассматриваются или же он выделяет участки нашим охотникам на вырубках, и в других не удобных местах. Сейчас решили организовать Открытое Акционерное Общество выработать свой устав, не поставив в известность большинство охотников. Не было объявлений в таких населенных пунктах как Артыбаш и Новотроицк. Тем самым, нарушив Федеральный закон об информации и защите информации статья 24 и Конституцию Российской федерации статьи 69 и 72(м) о защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Также нарушен федеральный закон о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. В статье 6 и статье 7 этого закона говорится, что территории традиционного природопользования создаются на основании обращений лиц, относящихся к малочисленным народам, и общин малочисленных народов или их уполномоченных представителей к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Для этого нужно найти соответствующие механизмы финансовых отчислений, меры защиты традиционного уклада жизни малочисленных народов. У многих из них нет экономики в их современном понимании. Это не экономика, а житейский быт. Этап их развития далек от рыночного. Значит и решение должно быть основано на таких приоритетах как этнос, уклад жизни, вся экзотика наполняющая их повседневное житье-бытие. На наши обращения органы исполнительной власти отделываются отписками или молчанием. Создается нездоровая обстановка подозрительности и недоверия. Это происходит сейчас, когда земли лесного фонда сдаются в аренду на 49 лет. Мы также знаем, что аренда является скрытой продажей земли. Так как арендатор имеет право приоритетного выкупа. Получается, что мы остаемся без земли! И у нас просто не остается выбора, как только обращаться в суды, чтобы добиться своих прав на землю. Мы надеемся, что исполнительная/законодательная власть услышит нас, и мы сможем найти компромиссное решение нашей проблемы до 01.01.2006 года. Понятно, что реализация самых добрых начинаний и задумок по обустройству и дальнейшей жизни коренных малочисленных народов потерпит фиаско, если государство не окажет надежную поддержку, в том числе и на законодательном уровне. И тут будет справедливым упрек всех коренных малочисленных народов Республики Алтай к депутатом, которые до сих так еще и не дали "путевку в жизнь" важнейшим законодательным актам о территориях традиционного природопользования, чтобы они соответствовали "Лесному кодексу" и "Земельному кодексу ".

Галина Сапкина

Лимит на лес, землю и жизнь?

 

Мой красивый Алтай, как я люблю твои горы, реки, леса, вершины снежных гор. Восход и закат солнца, люблю тебя летом, зимой, осенью, весной. Ты прекрасен, в тоже время обидно и больно, что живём мы в нищете, всё больше понимая, как мы бесправны на родине своей, где родились, где жили наши предки. Когда жили наши предки было совсем другое время. Они были свободнее и счастливее нас. Потому что они трудились на своей земле и им не нужно было для работы на своей земле "узаконивать" ее. Не было всевозможных чиновничьих инстанций, где не нужно брать разрешение на занятие любым делом. Примеров этому много, сейчас чтобы построить себе жильё и постройки в начале нужно оформить документы на земельный участок. За всё это надо платить, для нас это немалые деньги. Из деревни в район надо 10 раз съездить, чтобы все поставили свои подписи, от архитектора до пожарника. Нужен нам лес для постройки, вновь ездишь в район оформляешь бумаги, за всё надо снова платить.
Когда все оформил, оказывается, закончился лимит на лес, надо ждать следующего года. Если с лимитом всё нормально, в лесхозе свои нюансы. Как правило, не выделяют лес в том месте, где я могу его своими возможностями использовать. Сейчас законы позволяют брать землю в аренду, в собственность нам местным жителям, коренным малочисленным народам, администрация на встречу не идёт, мы нищие. В тоже время, земли сдают в аренду, оформляются земли в собственность приезжающим, у кого есть и деньги и какое-то состояние, люди безбедные. Нам остается, как прадедам ходить в тайгу на охоту, собирать орех и жить этим. Но и тут проблемы, тайга распределена на охотничьи участки, каждый на участке хозяин, который запрещает нам туда ходить на охоту и собирать кедровый орех. Наши деды ходили свободно в тайгу на охоту за орехом, потом ехали на рынок продавали, на доходы что-то покупали. Для сбора ореха сейчас нужно приобрести лицензию. В общем, мы на родине теперь за все должны платить, и просить разрешение у начальника. Получается чиновник хозяин нашей родной земли. А простой житель Алтая вечный нищий. От этой сложности с чиновничьими правилами понимаешь свою безысходность. К тому же у нас нет необходимой грамотности, поэтому мы не связываемся, всевозможными чиновничьими инстанциями.
И посей день, мы остаёмся в бедности, без особых доходов, кроме калымных работ, как орляк, колба и т д., и это адский труд. Пособие детей и пенсий стариков тоже доходы бедных людей села Старая Кебезень. Наши дети, растущие в нищете, тоже обречены на нищету, они не смогут разрешить проблему бедности даже в будущем. В данное время много семей, где дети не имеют необходимый нормальный набор обуви и вещей, ходят в школу в единственном виде одежды, в обуви, по несколько лет. Мы, их родители вечные безработные, лишенные быть на родине хозяевами родимой земли и тайги, то есть свобода, занятия, труд, который было у наших дедов и прадедов не может обеспечить достаток в родном очаге. Я язычник, мои предки были язычниками, они, как и я любили свой Алтай, преклонялись ему, соблюдая обычаи. Сейчас земли Алтая станут чей-то собственностью, будут продаваться, а такие как я, нищие, останемся на своей родине, но уже без смысла жизни - без земли. Сознавая, что нет своего дела народ спивается. Занятие своей работой даёт каждой семье сознание будущего. У жителей сёл этого нет.

Юрий Тарбаганов

Насущные вопросы сел Усть-Коксинцев

 

Усть-Коксинский район расположен в юго-западной части республики. Наш район является одним из интереснейших и красивейших мест Республики Алтай. Славится белоснежной горой Белуха, которая относится к особо охраняемым объектам Всемирного наследия ЮНЕСКО. С Белухи, с её ледников берет свое начало красавица Катунь. Белуха, это святыня Алтайских гор. Ее аура настолько притягательна, что влечет к себе туристов со всего мира. Из-за большого потока туристов наносится невосполнимый ущерб нашей природе, культуре местного населения, оскверняются священные места, загрязняются реки, родники, поля и леса. Сейчас в условиях рынка, ослаблен контроль за охраной природы. Экологическая обстановка у нас в республике вызывает самую серьезную тревогу. Уничтожаются леса, истребляются животные и птицы, бесконтрольно заготавливаются лекарственные растения. Во многих местах истреблены лекарственные растения - золотой корень, маралий корень, марьин корень. Мы стоим под угрозой потери, исчезновения некоторых видов животных и ценных лекарственных трав.
В результате усиленного спроса на продукцию восточной медицины охотятся на кабаргу. Численность ее сократилась, и она на грани исчезновения. Сократилась также численность марала, бурого медведя, соболя, рыси, белки. Вода в реках и озерах становится непригодной для питья. Основными загрязнителями являются сельскохозяйственные свалки, бытовые отходы. В селах население выбрасывает мусор прямо на улицы. Все это весной попадает в реки.
В доме, где мы живем, мы стараемся, чтобы все было чисто: и вода, которую мы пьем, и воздух, которым мы дышим, и одежда, и вещи, иначе мы заболеем. Также мы должны следить за природой.
В районе развито пантовое мараловодство, сельское хозяйство, а также туризм.
Очень хорошую работу в районе ведет Центр занятости населения, который возглавляет Кебеков Юрий Николаевич. Центр занятости провел большую профориентационную работу с жителями, классные часы в школе с учениками о профессиях. Провели праздник "Человек славен трудом". На этом празднике чествовали уважаемых, добросовестных людей, за их многолетний труд на одном производстве. Это животновод в сельском хозяйстве - Токтомысова Любовь Николаевна, тракторист в сельском хозяйстве - Епитов Михаил Мышлакович, начальник почтовой связи - Тохнина Вера Михайловна, фельдшер села Сугаш-Кошева Татьяна Ялбаевна, лесник-водитель Абайского лесничества - Попошев Михаил Борисович. На этом празднике присутствовали представители отделов занятости населения Республики Алтай, с Департамента занятости Республики Алтай, а также с районной администрации и другие организации. Праздник прошел на высоком уровне, школьники показали гостям, жителям и почетным людям труда прекрасный концерт. Школьники выступали в стилизованных алтайских костюмах. У нас в селе есть настоящие мастерицы народного творчества, которые шьют очень красивые современные алтайские костюмы. Это швеи мастера Кыйынова Айсулу, Мантокова Радмила и другие.
В селе Сугаш остро стоит проблема стройки новой школы. В настоящее время в школе не хватает классов, нет спортзала, дети каждый день зимой занимаются физкультурой на улице. Сельский дом культуры очень старое здание, нужен новый дом культуры. В настоящее время хотят сократить сельскую администрацию, которую открыли в прошлом году. Когда сельская администрация была в Талде, население было вынуждено ездить, ходить пешком за 12 км за одной только справкой. А ведь у многих нет транспорта, многим пенсионерам тяжело ездить, ходить пешком в Талду. Пенсионеры, население села у которых нет техники не имеют возможности привезти дрова и сено. В селе нужен художественно-выставочный центр, в котором мастера народного творчества смогли бы показывать свои изделия. Именно в изделиях народного творчества местное население передает свою культуру, историю и обычаи.

 

Людмила Попошева

Коренные малочисленные народы Алтая: Кумандинцы и Теленгиты

Кумандинцы

 

"Колонии посвященного общества, утверждающиеся в безлюдной и малонаселенной стране, скорее всякого другого человеческого общества, двигаются к богатству и благосостоянию" Адам Смит

На протяжении многих лет, я хотела узнать более подробно об истории, культуре, традициях моего народа - кумандинцах. Проходя стажировку в Информационном центре коренных народов Республики Алтай, мне случайно попала в руки книга исследователя Сибири, Ядринцева Николая Михайловича "Сибирские инородцы", где он описывает период колонизации народов Сибири. Уверена, что люди моего поколения не знают событий тех лет. Так как история края в школе не изучается, а люди старшего поколение не помнят или не хотят рассказывать.
Кумандинцы, представляли одну из наиболее развитых групп среди сибирских аборигенов, так как раньше всех оставили кочевой образ жизни. В прошлом они делились на две большие административно - территориальные группы: верхние и нижние кумандинцы. Та часть, которая жила по верхнему течению реки Бии, начиная с устья реки Лебедь вплоть до с. Макарьевка - назывались верхние, а расположенные ниже по течению Бии и системы рек Неня, Кожа, Иша, Сузоп - нижние. Большинство сел и деревень, верхних кумандинцев, были расположены по берегам Бии. Нижние жили в основном в предгорной части Алтая, которая представляла собой пересеченную местность, богатую сенокосными и пахотными угодьями. Это в какой-то степени подтверждает известный горный инженер Петр Фролов, который писал в своем рапорте в 1820 году, что Верхняя и Нижняя Кумандинская, Кузнецкая, Комляжская, Юная, Керкежская волости занимали территории между реками Бия и Катунь вплоть до Телецкого озера.
Родовой состав кумандинцев в начале 18-го века, то есть к моменту присоединения кумандинцев к русскому государству, был представлен четырьмя родами: куманды, солу, чабат, керсагал.
Кумандинцы в основном занимались охотой, земледелием, кузнечным ремеслом, скотоводством, рыболовством, а так же собирательством и заготовкой диких съедобных растений и особенно кедрового ореха.
Территория, которую занимали кумандинцы, это низовья рек Бии и Катуни привлекали внимание своим богатством. Еще тобольский воевода Петр Годунов в составленном им списке "Чертежа Сибирской земли 1672г." в первоначальной редакции текста к чертежу указывал: "…при устье реки Бии и Катуни, места красные и угодно быть Великого Государя городи и острогу, потому что места пашенные и всякого зверья и соболей и лисиц и бобровых речек…". Позже в описании Сибири 1683 года так же подчеркивалось, " ..что около вершин Бии и Катуни, места зело обильными лесами и полями, черность земелья с человека вышиной . Зверья всякого, птиц и рыб всякой выше множество." Поэтому первые села возникли именно в низовье рек Бии и Катуни, вскоре после основания Бийского острога в 1718 году.
Колонизация кумандинцев происходила варварски. Народы изгоняли с их традиционных мест проживания, при этом в ход шли любые методы, даже насилие.
Колонизация правобережья р.Бии происходила за счет строительства Бийской казачьей линии (пограничный рубеж) от Кузнецка на Востоке до Иртыша на Западе. На протяжении этой линии были основаны военные объекты, которые в последствии разрастались в селения обычного типа, население которых составляли не только русские, но и кумандинцы и телеуты. Поскольку пограничная линия преследовала и военные цели, то русским официально было запрещено переходить пограничную линию с целью поселения, так как все левобережье реки Катунь к началу 19 века издавна была заселена кумандинцами и телеутами. В 1801 - 1802 гг. часть кумандинцев, проживающие на правобережье, обратились с ходатайством в тобольскую палату, с просьбой о разрешении переселения к своим сородичам за "линию". Им разрешили переселиться, а так же выбрать места для жительства на левобережье р. Бии и низовье Катуни. В эти годы, русские крестьяне, так же получают разрешение на свое ходатайство о позволении перейти пограничный рубеж, но только чтобы сеять хлеб и заготавливать сено. Было запрещено строить жилье и надворные постройки. И когда пограничная линия была прорвана, началось заселение огромных территорий предгорья Алтая. Там шла великая и жестокая колонизация. Несмотря на запрещение, русские проникли на территории, где поселение не разрешалось. Лучшие пастбища и угодья, оказались заселенными заводскими крестьянами. Осваивая новые места, русские крестьяне обеспечивали продуктами питания и фуражом местные гарнизоны, поэтому администрация Колывано-Воскресенских заводов смотрела сквозь пальцы на бесчинства и самовольные захваты земель. Вместо того чтобы внести порядок в переселение крестьян, они заводили долгую и ненужную переписку, обычно такая переписка заканчивалась тем, что новые крестьяне оставались на месте, а местное население не найдя у них помощи, вынуждено было уходить дальше. Кроме ожесточенной борьбы и истреблении, во время сопротивлений при завоевании, аборигены, ослабляемые вторжением русских, стали подвергаться нападениям соседних Азиатских и Китайских соперников, вследствие чего они лишились способности защищаться и превратились в беззащитные толпы. Путешественник В.В.Радлов писал, что видел на Алтае некоторые признаки богатства и значительные табуны еще несколько лет назад, а теперь они исчезли, перейдя в руки русских промышленников. Благосостояние алтайцев, как пишет путешественник Замятин: "...сильно пострадало, редко уже встретишь аборигена, который имеет большое количество скота". Район, на котором проживали коренные кумандинцы, телеуты все более и более суживался, а русских все более расширялся. В результате уменьшения земельного района для звероловства, охоты, рыбной ловли, сокращения пастбищ, сокращались и средства проживания, что привело к обеднению и вымиранию.
На сегодняшний день кумандинцы считаются - коренным малочисленным народом, численность которого составляет около трех тысяч. По современному административному делению, они проживают в Солтонском, Красногорском районах Алтайского края и частично в Турачакском районе Республики Алтай. Значительная часть живет в Таштагольском районе Кемеровской области, в городах Бийске и Горно-Алтайске. И по сей день, большинство, не смотря на технический прогресс, занимаются охотой, земледелием, скотоводством, рыболовством, собирательством и заготовкой диких съедобных растений и кедрового ореха.
Обеспечение доступа к земле и природным ресурсам, является ключевым вопросом для коренных народов.
Вопрос о земельных правах выходит за рамки традиционного спора о правах собственности и обычном землевладении. Действительно, право на получение контроля над своей территорией и управление ею, остается в тени процессов земельных реформ. Пришло время переломить эту тенденцию, поддержать и содействовать с властью в создании законов землевладения, которые должным образом принимали бы во внимание взаимоотношения коренных с землей. И такие отношения должны основываться на взаимоуважении, взаимовыгоде и взаимном доверии. В форме тесного сотрудничества и постоянного обмена на равноправной основе, с учетом исторических реалий.

Камила Шерматова

Теленгиты

 

В течение многих веков на древней земле Алтая жили теленгиты. Они кочевали со своим скотом по необъятным просторам Челушманских, Улаганских, Чуйских долин. Добывали диких зверей, промышляли охотой на белок, соболей и других животных. И жили они оставшиеся долгое время в прямом смысле избалованными "детьми природы", в полном с ней согласии и гармонии. Естественным законам ее они подчинялись, передавая из поколения в поколение бережно хранимые вековые традиции, обычаи и опыт предков.


Население Республики Алтай по национальному составу смешанное. По этническому происхождению, особенностям языка традиционным формам культуры, образу жизни к северным алтайцам причислены тубалары, челканцы, кумандинцы; к южным - собственно (или алтай-кижи), теленгиты, телесы, телеуты.
Теленгиты географически локализуются юго-восточной частью Алтая и наиболее компактно проживают в Кош-Агачском и Улаганском районах.
Современное самоназвание теленгитов (в форме " теленгит") стало известным в 14 веке. В этот период их относили к так называемым лесным народам, обитавшим в пределах Саяно-Алтайского нагорья. Начиная с 16 века кочевья теленгитов, их проживание локализуется, так же их современной территории Горного Алтая.
Сложный этнический путь развития и происхождения теленгитов, убедительно прослеживается от одного из древнетюркских племен "теле-доланге". На рубеже 21 века этническая память народа не утратила своего исторического самоназвания. В полном объеме сохраняется и фонд родовых (сеок) названий. Принадлежность к тому или иному роду (сеок) у его носителей остается важной составной частью в реальной жизни. В пределах Улаганского и Кош-Агачского районов теленгиты делятся на 18 сеоков.
Осознание теленгитов своей принадлежности к тому или иному сеоку является важным, модно сказать ведущим моментом с семейно - брачной обрядности, сохраняющей у них сегодня многие традиционные черты.
К началу 20-го века основным традиционным занятием теленгитов было экстенсивное скотоводство, с круглогодичным пастбищным содержанием скота. Подсобным занятием мужчин являлось охота, а женщин - собирательство дикорастущих трав, корений, ягод. Часть теленгитов, живущие и поныне по рекам Челушман, Улаган и Башкаус, где климат отличается, чем в Кош-Агачском районе, больше тяготела полукочевой форме скотоводства, сочетая его незначительной степени с примитивными формами земледелия, охота и собирательства.
В целом характеризует основные черты их материальной культуры как кочевников - скотоводов. Одним их свидетельств тому может служить тип жилища, свойственного теленгитам: войлочная юрта (кийис аил), ориентированная входом на юг. Более традиционным жилищем надо считать "чаадыр" конической формы, покрываемой берестой, корой лиственницы. Этот тип жилища ныне не только бытует у теленгитов, но и сохраняет известную роль в их свадебном обряде.
И по сей день, сохраняя свой язык, культуру, традиции теленгиты ведут традиционный образ жизни, так как практически они от него и не отходили. Во времена советской власти 80-90 % населения занимались скотоводством, охотой создавая колхозы, совхозы Великой сверх державы. Дети учились традиционному образу жизни со школьной скамьи, учеников 7- 11 классов увозили на разные сельхоз. работы - ческа пуха, сенокос и др.
Когда наступили тяжелые 90-е годы, огромную роль в их судьбе играло умение традиционного образа жизни. Держались за счет скотоводства, охоты. Да и сегодня, эти же 80 % населения продолжают жить по образу своих предков, хотя у всех имеются современные дома, машины, современная, бытовая техника. Но все-таки основной доход приходит от того, что теленгиты не забыли традиционный быт и культуру.

Айдынбек Тазрашев

 

Выпуск подготовила 2 группа стажеров ИЦ.

 

Информационный Центр публикует все статьи независимо от того, совпадает ли точка зрения Центра с мнением автора, и не несет ответственности за достоверность публикуемой информации, эту ответственность несет автор.

При перепечатке материалов ссылка на ИЦ КН РА обязательна © ИЦ КН РА


Более подробную информацию о проекте NPIR в России можно получить у руководителей проекта: координатора, Гульвайры Шерматовой по тел.: (3854) 30-33-10, факс: (3854) 30-50-10, эл.почта: arook@mail.biysk.ru и менеджера, Чагата Алмашева, эл.почта: indigenous@mail.gorny.ru. Вся информация будет размещена в сети Интернет на сайте проекта/организации: www.indigenous.ru









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-18 (12633 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com