Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




Бюллетень №4 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ И ООН

 

Информация из интервью Гульвайры Шерматовой, координатора проекта по созданию "Сети по Продвижению и Защите Социальных, Экономических и Культурных Прав Коренных Народов Российской Федерации" (проекта NPIR) газете "Неделя республики".
Немного истории. В 20-х годах 20-го века американские индейцы пытались установить контакты с Лигой Наций - предшественницей ООН. Однако ощутимых результатов достигнуто не было. Поворотным моментом стал 1970 год, когда Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств рекомендовала проведение всеобъемлющего исследования проблемы дискриминации коренного населения. Длилось данное исследование более 10 лет, но еще до окончания данного исследования, решением ООН в 1982 году принято решение о создании Рабочей Группы ООН по коренным народам.
В конце 1993 года Генеральная Ассамблея провозгласила Международное Десятилетие коренных народов мира (1995-2004г). Цель Десятилетия заключается в укреплении международного сотрудничества в решение проблем, стоящих перед коренными народами. В 1995 году Генеральная Ассамблея определила ряд конкретных целей и задач, в том числе создание в системе ООН Постоянного Форума по Вопросам Коренных Народов. Добровольный Фонд ООН для Коренных Народов был учрежден для того чтобы оказывать практическое содействие по финансированию различных проектов направленных на развитие коренных народов мира.
На последней 22 сессии Рабочей Группы ООН по коренным народам в Женеве, в работе которой я участвовала вместе с Ч.Алмашевым, менеджером проекта, Председатель заседания прочитал сообщение о принятии решения о проведении с 1 января 2005 года Второго Десятилетия коренных народов мира. Но уже сейчас есть все основания для того, чтобы поздравить всех с данным решением ООН. Пользуясь случаем, хочу пожелать здоровья, успехов, сил и желания преодолеть те проблемы, которые важны для развития нашего общества. Полный текст интервью читайте в газете "Неделя республики" №10 .

ЗНАКОМЬТЕСЬ: 4 ГРУППА СТАЖЕРОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ЦЕНТРА

 

 

Слева на право: Любовь Тойдонова, теленгитка, представитель общины теленгитов Улаганского района, в настоящее время проживает в г.Горно-Алтайске; Николай Тенгереков, теленгит, студент юридического факультета ГАГУ, г.Горно-Алтайск; Александр Витальевич Кутерин, Заместитель министра экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай, начальник отдела по делам Севера; Юля Саклакова, кумадинка, представитель союза кумандинской молодежи, г. Горно-Алтайск; Вера Алчинова, теленгитка, член общественной организации теленгитских женщин, с.Курай; Ирина Викторовна Солодуха, тубаларка, Директор Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай; Айана Макошева, тубаларка, предприниматель в области этнотуризма, г.Горно-Алтайск; Алексей Шонкоров, теленгит, член Ассоциации общин коренного малочисленного народа теленгитов "Эре-Чуй", с.Кош-Агач.
Данная фотография сделана после консультаций стажеров Центра у А.В. Кутерина, Заместителя министра экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай по вопросам федеральных и республиканских программ развития коренных малочисленных народов.
Все стажеры были рекомендованы местными администрациями и общинами/ассоциациями коренных малочисленных народов (КМН) Алтая. Время стажировки: 2 августа - 2 сентября 2004 года.

ВСТРЕЧИ И МНЕНИЯ СТАЖЕРОВ

 

 

9 августа у нас состоялась встреча с заместителем министра экономического развития, торговли и предпринимательства и начальником отдела по делам Севера Кутериным А.В. Александр Витальевич рассказал об отделе министерства. Этот отдел работает с федеральными программами, консультации также входят в их обязанности, помимо этого отдел занимается вопросами северного завоза и субсидированием. Отдел реализовывал программу "Дети севера", к сожалению, этот проект уже два года как закрыт, но на будущий год планируется его возобновить.
На встрече обсуждался вопрос присвоения землям, на которых проживают КМН РА статуса "Территории традиционного природопользования". Закон есть, а механизма его реализации нет, и когда будет неизвестно, ссылка в основном на то, что в России нет такого опыта, соответственно, быть первыми, большого желания не возникает.
Министерство ежегодно финансирует проекты КМН РА, к сожалению в конкурсе пока могут участвовать только общественные организации кумандинцев, так как только Турочакский район имеет статус "Место компактного проживания КМН" , но уже к следующему году правительство обещает присвоить такой статус и другим территориям, где проживают КМН РА. Необходимое постановление уже подготовлено. В завершении встречи Александр Витальевич, пожелал успеха, просил заходить, как только понадобится его помощь.
11 августа посетили Комитет по информационной и национальной политике, общественным связям с Валентиной Казакпаевной Паянтиновой, специалистом по общественным связям. Валентина Казакпаевна по собственной инициативе составила программу "План развития общественных объединений". По этой программе при комитете создан координационный совет общественности. А также кроме координационного совета создали общественную палату при главе Республики Алтай. Она существует один год. При поддержке общественных объединений приняли закон " О взаимодействии общественных организаций с властными структурами". Подготовили два законопроекта: закон "О благотворительности" и закон "О социальном заказе в Республике Алтай".
В программу " План развития общественных объединений" привлекаются общественные объединения к решению государственных задач, связанных с социальной защитой; некоммерческие общественные организации. По выполнению этой программы, создана рабочая экспертная комиссия, при помощи которой проводятся ярмарки социально значимых проектов. По итогам таких ярмарок было профинансировано 15 проектов. В целом итог всей работы проводится в конце года и лучших награждают призами.
В январе 2005 года будет проводиться конкурс проектов посвященных 60-летию победы в В.О. войне по вопросам защиты ветеранов.
17 августа присутствовали на внеочередной 22-ой сессии Госсобрания - Эл Курултай Республики Алтай. В повестке заседания были рассмотрены три основных вопроса: о ходе реализации и устранении последствий землетрясения на территории Кош-Агачского и Улаганского районов и проблемах переноса села Бельтир, об исполнении бюджета Республики Алтай за шесть месяцев 2004 года и о внесении изменений и дополнений в республиканский бюджет на 2004 год.
По реализации последствий землетрясения выступил заместитель Председателя Правительства, Министр промышленности, строительства и ЖКХ, Н. М. Москалев. По итогам его выступления на момент сессии подготовлено к сдаче 149 домов в Кош-Агачском районе, а необходимо еще запустить 300 домов, но на строительство и выплату задолженности денежных средств подрядчикам нет. К зимнему сезону еще не всем жителям будут предоставлены нормальные жилищные условия, многие так и будут проводить очередную зиму в банях и сараях. Депутат Щучинов выступил с предложением Главе Республики и депутату ГосДумы С.Т. Пекпееву обратиться к органам государственной власти Российской Федерации с просьбой в оказании помощи в виде денежных средств для ликвидации последствий землетрясения. На что Глава республики ответил, что другие регионы, такие как Новосибирская область, Алтайский край, Кемеровская область тоже испытали на себе землетрясение, но они не просят денег у Федерации, а мы уже попросили и больше денег нам они не дадут.
По выступлениям главы МО "Кош-Агачский район" А. Ж. Джаткамбаева и новоиспеченного депутата К. Ч. Имансакипова услышали о реальной ситуации в районе после землетрясения, только дома, Р. Сафина полностью готовы к сдаче в срок для жителей района
20 августа встретились с Игорем Владимировичем Гришковым главным специалистом Комитета по делам молодежи. Игорь Владимирович рассказал нам о направлениях деятельности комитета, подробно остановился на проблеме обеспечения молодых семей жильем, а именно о том, что сейчас реализуется специальная программа в этом направлении. В программе участвуют все районы Республики, кроме самого г. Горно-Алтайска. Так же осуществляется проект "Молодежный парламент", суть которого в обучении перспективных молодых лидеров основам законодательства, менеджмента и т.д. для дальнейшей работы в парламенте. Комитет тесно сотрудничает с центром занятости, министерством образования, с общественным объединением "Юные лидеры", с обществом инвалидов с детства "Возрождение"
21 августа получили консультацию у председателя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Филиппова Алексея Леонидовича. Этот человек удивил нас необычным для чиновника стилем общения, совсем не принужденное и простое построение речи, четкое и по житейски ясное выражение мысли. Общаться с этим человеком легко и непринужденно.
В ходе встречи мы прояснили много интересующих нас моментов, например таких, как аренда земли в районах республики. Выяснилось, что земли муниципалитета в прямом ведении муниципального образования отношения к комитету не имеют. Так получилось в результате административной реформы. Дело в том, что финансирование районных отделов по землеустройству теперь возложено на местный бюджет, в результате чего комитет полностью потерял рычаги управления в сельской местности. Конкретный пример из жизни: вокруг села, все земли разделены на паи, получается, что домашнему скоту негде пастись, а поголовье домашнего скота увеличивается, если в семье две коровы, то пастись им уже негде. С позиции власти этот вопрос решить нельзя.
Еще один серьезный вопрос, который интересовал стажеров это межевание территорий. В этом случае правительство вообще переложило эту работу на частные предприятия, в результате такого интересного хода, определение границ стало платным, опять же комитет этот вопрос не регулирует, и помочь ничем не может.
Вопрос по территории традиционного природопользования комитет по земельным ресурсам и природопользованию не регулирует, и ни какой помощи в этом вопросе оказать не может.
23 августа совместно c экологическими НПО, НКО Южной Сибири принимали активное участие в семинаре, который проходил в Чемальском районе, Т/К "Млечный путь". Участниками семинара были представители г. Новосибирска (МБОО "Сибэкоцентр", инициативная группа "Велоэлектромобиль", ДОП "Тайга", ИСАР -Сибирь), г. Барнаула (Фонд "Алтай 21 век", межрегиональная общественная организация "Соотечественники ННГ"), г. Томска (ТРОО "Оберег", ТРОО "Сибирское экологическое агентство"), г. Москвы (Гринпис России, Greenpeace Russia), а также представители из Республики Алтай (с. Онгудай, школа экологии души "Тенгри", с. Усть-Кокса общественная экологическая организация "Истоки", журналист газеты "Чемальский вестник").
На семинаре обсуждался вопрос строительства малой Катунской ГЭС в Чемальском районе. Вступительную речь произнес М. Ю. Шишин - плотно занимающийся этими вопросами не один десяток лет, человек болеющий проблемами экологии на Алтае. Михаил Юрьевич рассказал о возможных экологических последствиях строительства ГЭС. Дело в том, что местное население не информировано и не может объективно оценить ситуацию. Его НПО крайне против ГЭС и заинтересована в поддержке инициативы со стороны экологических общественных организаций Южной Сибири.
Были предложены варианты использования альтернативной энергетики: ветровой, солнечной энергии, что вообще не используется в алтайском регионе. Не будет экологического ущерба и есть большие возможности применения мини - ветровых и солнечных станций в отдаленных районах республики, на туристских объектах. Причем мы увидели реальное применение таких модулей на самой базе "Млечный путь" (солнечная батарея и микро ГЭС). Более подробно о развитии альтернативных источников в Алтайском регионе можно ознакомиться на сайте Экологического Клуба г.Новосибирска: http://ecoclub.nsu.ru
Также М.Ю. Шишин рассказал об инициативе "Наш Общий Дом - Алтай", в котором участвуют трансграничные регионы четырех государств: Ховдинский и Баян-Ульгийский аймаки Монголии, Республика Алтай, Алтайский край, Восточный Казахстан, Алтайский округ Синьцзянь-Уйгурского Автономного Района (АО СУАР) Китая. Данный проект существует 7 лет. Председателем координационного Совета по экологической региональной политике является И.Э. Яимов, так что мы имеем полную возможность знать обо всех природоохранных проектах в Алтайском Горном Регионе (АГР). Представитель Гринпис России, М. Крейндлин в подробностях рассказал о недостатках нового проекта "Лесного кодекса РФ" и о планах МПР РФ по переводу региональных Природных Парков в статус федеральных заказников. Данная новость насторожила наших стажеров, т.к. Республика Алтай создает все новые и новые Природные Парки, "идеализируя подобные региональные ООПТ", которые могут оказаться в последующем федеральными ООПТ, где будет запрещена всякая деятельность местных жителей. Гринпис оповестит нас в сентябре о реальности данных планов МПР РФ.
Итоги семинара: составлено и отправлено письмо от общественных организаций Южной Сибири Президенту РФ, Правительству РФ и МПР РФ по проведению федеральной экологической экспертизы проекта строительства Катунской малой ГЭС и обязательному проведению Оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) с привлечением общественности. Также составлено письмо Федеральным депутатам по поправкам к новому проекту Лесномого кодекса РФ.
24 августа встретились с депутатом Эл-Курултай Республики Алтай, заслуженным юристом России, Кавалером ордена Дружбы Табаевым Даниилом Ивановичем. Диниил Иванович остановился на вопросе по программе Севера (Кош-Агачский и Улаганский районы) по этой программе добились коэффициент надбавки к зарплате такой: Кош-Агачский район - 1,9%, Улаганский район - 1,7%, по Республике - 1,4%. Северный завоз дает ощутимую пользу для нашей Республики.
Что касается КМН в 2000г. было предложено совместно с комитетом молодежи обратиться с ходатайством к Правительству РА о выделении молодым семьям льготного леса для строительства жилья.

Подборку материалов о встречах подготовили
Алексей Шонкоров, Вера Алчинова, Юля Саклакова, Любовь Тойдонова, Николай Тенгереков, Айана Макошева.

 

СТАТЬИ НАШИХ СТАЖЕРОВ

ОТ ШКОЛЬНОГО ПОРОГА К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

При МОУ Курайская средняя общеобразовательная школа существует детская общественная организация "Республика РЭМ (романтиков, энтузиастов, мечтателей)" с девизом "РЭМ всегда идет вперед, РЭМ никогда не отстает", со своим гимном, уставом, кодексом чести жителя "Республики РЭМ". Она создана в 1996 году. Численность населения этой республики больше 300 человек. Данная детская организация создана для воспитания интеллектуально-развитого, делового, творческого человека и для обеспечения условий самовыражения, самореализации, самоутверждения членов организации. Организация состоит из трех возрастных групп; младшая группа " Улыбка" с девизом "Не плачь, не хныкай никогда, а улыбайся ты всегда"; Средняя группа "Прометей" с девизом "Не тлеть как мокрый ящик, гореть как Прометей"; Старшая группа "Юность" с девизом "Нет у юности начала, Нет у юности конца". В республике президентское правление. Существует кабинет министров в количестве 7 человек.
Президент выбирается всеобщим, тайным голосованием. Сначала все кандидаты в президенты защищают свои программы за круглым столом, потом в день выбора все с 5 по 11 классы голосуют. Выбранный президент в торжественной обстановке приносит клятву. В течение двух дней подбирается команда в кабинет министров.
В данный момент президентом "Республики РЭМ" является ученица 11 класса Алмадакова Галя. Она работает со своей президентской командой и с министрами: образования - Адыкенова Ирина; - здравоохранения - Кордоева Ангелина; дисциплины - Едешев Амыр; спорта - Ябыштаев Владимир; финансов - Черубаева Анюта; культуры - Чейнина Карина; поддержки - Тебекова Савелла.
Каждый из них отвечает за свою сферу деятельности вместе с заведующими городов данной сферы. "Республика РЭМ" сильна своими устоявшимися обычаями и традициями. Помимо календарных праздников существует очень много своих любимых долгожданных праздников: презентация первоклассников; "Золотая осень"; фестиваль забытых прошлых детских, пионерских и комсомольских песен; встреча школьных друзей; праздники народов мира; Сургал-Курай; Эл-Ойын; дни Здоровья; Зарница; Достижение и т.д.
Хочется остановиться на несколько довольно таки своеобразных мероприятиях. Одним из них является фестиваль забытых прошлых детских, пионерских и комсомольских песен. На этом фестивале дети рассказывают об истории происхождения той или иной забытой исторической песни, и сами исполняют ее. При этом используются разные атрибуты тех лет. Самые лучшие исполнители награждаются ценными призами.
Праздники народов мира проводятся на определенную тему: например, празднование нового года; праздник весны, осени, лета, зимы; рождения нового человека и так далее разными народами в разных странах. Этот праздник всегда удается на славу.
Сургал-Курай - это конкурс народных, эстрадных, авторских песен и танцев. Здесь участвуют все желающие. Перед конкурсом работает фабрика звезд, где вокалисты, музыканты, хореографы, стилисты оказывают помощь нуждающимся в них. А кто-то готовится сам. С каждым годом число участников растет. Этот конкурс имеет неоднократных победителей, которые уже являются признанными талантами, с каждым годом появляется все больше и больше талантов, растет опыт и умение участников.
Эл-Ойын проводится в честь ветеранов Великой Отечественной войны. Театрализованное торжественное открытие праздника всегда оставляет большое эмоциональное впечатление у зрителей. Далее проводятся разные конкурсы стилизованных национальных костюмов, соревнования национальных и спортивных игр.
Самым любимым желанным праздником является " Достижение". На этом празднике подводятся итоги всех соревнований, конкурсов, отмечаются результаты сделанных работ, отмечаются успехи и неудачи и награждаются достойные.
В этом году были такие результаты по общешкольным соревнованиям:
1 место - 6 класс, их наградили музыкальным центром; 2 место - 11 "А" класс - встреча с любимой музыкальной группой; 3 место - 7 класс - бесплатное пользование учебниками целый год.
Итоги у нас подводятся по таким номинациям: мисс и мистер честность, мисс и мистер элегантность, мисс обаяние, лидер года, талант года, открытие года, спортсмен года, надежда года, огорчение года. Учителя в этом году учредили свои премии в количестве восемнадцати.
Цели и задачи этих мероприятий сами о себе говорят. Они скрашивают и делают интересными школьные годы, несут в себе очень много познавательного и воспитательного.
В этом году наша школа отмечает 75-летний юбилей. Всех своих односельчан, учителей, учащихся поздравляю с этой замечательной датой. Желаю всем крепкого здоровья, счастья, удачи и всего самого наилучшего.

Вера Алчинова

 

СЛОВО О ТУРИСТИЧЕСКОМ АЛТАЕ

 

 

Алтайский Горный Регион, населенный ключевыми народами Евразии: тюркскими и славянским, находясь на стыке славяно-православной (Россия), исламской (Казахстан), буддистско-ламаистской (Монголия), конфуцианской (Китай) цивилизаций и является этнокультурным центром Евразии. Особенность и уникальность Алтая состоит еще в том, что более 1/5 ее территории занимают объекты Всемирного Природного Наследия федеральные заповедники, заказники, региональные природные парки, памятники природы, живописные горные вершины, перевалы, пещеры, озера, источники и ландшафтные участки.
Республика Алтай характеризуется малочисленностью населения, слабой заселенностью и освоенностью территории. Показатели качества жизни невысоки и короткая продолжительность жизни местного населения, невысокая покупательская способность, острый дефицит квалифицированных специалистов, все это сказывается на слабом социально-экономическом развитии региона. Одним из стратегических направлений развития республики выбрана индустрия туризма, отдыха и рекреации, т. к. это новая отрасль экономики способна дать быструю отдачу капиталовложений, привлечь инвесторов, наиболее эффективно использовать потенциал территории при сохранении экологического и культурного равновесия. Отрадно то, что выбор туризма как ведущей отрасли специализации экономики Республики Алтай теперь признается и разделяется руководством республики.
В настоящее время в Горном Алтае работает более 110 туристских предприятий, разработаны 139 туристских маршрутов, более 250 налогоплательщиков по строке "туризм", действуют крупные турбазы, готовые принять более 350 человек одновременно, десятки новых комфортабельных тур комплексов. Даже в отдаленных местах республики появляются новые туристские базы. Налоговые поступления в бюджет республики за последние четыре года более чем удвоились: от 5,2 млн. руб. до 10, 6 млн. руб. за 2000-2003 гг. Число туристов, посетивших Алтай, возросло от 40 тыс. человек (1991 г.) до 400 тыс. человек (2003 г.), т.е. увеличился поток туристов в десять с лишним раз.
На Алтае можно развивать более 30 видов туризма: водного, пешего, спелео, конного, лыжного, познавательного, археологического и др. и причем, круглый год. Туризм находится на стадии становления и сегодня необходимо разработать многоуровневую систему подготовки и переподготовки кадров, своих квалифицированных специалистов в этой области. Нередко даже горничных, кухонных работников не говоря о менеджерах, организаторы туристского бизнеса везут на летний сезон из-за пределов республики. Гидов-проводников, экскурсоводов и другой штат сотрудников тур комплекса желательно готовить из числа коренных жителей республики, хорошо знающих природу, историю, культуру, обычаи и традиции родного края, любящих землицу свою.
Резюмируя свою статью, подчеркну еще раз ее важные пункты:
1. После распада СССР и потери Всесоюзных здравниц (Крыма, Черноморского побережья, Балтии, Каспии, Иссык-Куля, Западной Украины и др.) Алтай становится Меккой туризма для России, да и сопредельных стран.
2. Надо признать, что индустрия туризма, рекреации, оздоровление и лечение, отдыха и спорта - одна из стратегических линий развития Республики Алтай.
3. Такой выбор диктуется наличием рекреационных ресурсов, а также условием наиболее эффективного использования потенциала территории при сохранении экологического и культурного равновесия.
4. Речь идет об экологическом туризме - туризме, построенном на безусловном соблюдении жестких требований сохранности окружающей среды, нормирования антропогенной нагрузки. Нам нужен культурный, цивилизованный, щадящий природу туризм.
5. Наконец, туризм надо рассматривать не только как экономическую категорию, но и как социальный фактор и как важное средство воспитания у рекреантов чувства уважения к истории, языку, культуре, искусству, быту, национальному характеру, традициям народа - "хозяина", народа - субъекта, народа - носителя этих ценностей на данной территории.

Макошева Айана


ХАНСТВО ТЕЛЕНГИТОВ

 

В середине стажировки наша группа познакомилась с Иннокентием Сергеевичем Тенгерековым, с человеком очень разносторонним. Имея экономическое образование, он пишет стихи и исторические книги. В первый день Иннокентий Сергеевич нам рассказывал о настоящей истории, не той что нам преподают в школе и институте. История, которую он рассказывал, подтверждается различными источниками, разных годов и веков. Современное население Алтая в прошлом имело собственное государство, документы и письменность и данное государство называлось Теленгетским Ханством, которое по своим размерам и способностям могло соревноваться с Джунгарским Ханством. По территории данное Ханство занимало современную Республику Алтай, Алтайский край, часть Новосибирской области, Кемеровской области и приграничных территорий. В начале своего развития ханство было единым и целостным, имело собственный язык и письменность, что подтверждают наскальные надписи и т.д. Из-за ряда причин оно неформально делилось на части, опять сливалось воедино. Из предводительства уходили в соседние ханства небольшие поселения. Очень точно и последовательно были описаны периоды развития, упадка и раздела ханства. Вплоть по 20 век были затронуты все проблемы, которые интересовали наших стажеров. Уже в те времена Теленгеты делились на Ак - Теленгетер, Ары - , Алтай - , Алтын Кол - и Туу - Теленгетер. В современное время алтайцы уже делятся на кумандинцев, тубаларов и т.д., от этого некоторые люди имеют свою выгоду.
Во второй день Иннокентий Сергеевич нам принес видеокассету с записью о Принцессе Алтая. На кассете находилось две версии: одна российская, другая бельгийская, выпущенная английской ТВ компанией ВВС. Российский вариант говорит о том, что принцесса принадлежит чисто европеоидной расе, бельгийский же вариант утверждает, что принцесса принадлежит азиатскому типу людей и приводит доказательства швейцарских антропологов. Интересно, что говорят китайские ученые по поводу подобной находки тела древней женщины на территории Алтайских Гор (Алтайского округа СУАР) Китая. Наверно они утверждают, что она принадлежала китайскому типу людей и приводят свои доказательства.
Мы, стажеры думаем, что Алтай был перекрестком древних культур, цивилизаций и "кипящим котлом" различных рас и этносов. Как и Принцесса Укока, "пазырыкцы" уже тогда принадлежали смешанной расе, цивилизации. Предметы быта, орнаменты войлочных и деревянных изделий, остатки еды идентичны тому, что сегодня есть у алтайцев. И как игнорировать данные факты. Мы понимаем, что отрицать очевидное стало не научной, а политической нормой ученых разных стран и все их версии как их научные теории имеют право на существование. Сейчас же все научные лавры, деньги, мировая слава получены археологами и учеными, не пора ли возвращать наше культурное наследие на родину. Все эти споры о расовой принадлежности не решают вопроса возврата Принцессы на Родину. В общем, встреча с Иннокентием Сергеевичем оказалась очень интересной и познавательной, многие узнали то, что хотели познать на протяжении многих лет, а многие узнали то, чего и не ожидали узнать. Николай Тенгереков

Николай Тенгереков

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

 

 

В данной рубрике наши стажеры, представители теленгитов и кумандинцев пишут об особенностях национальной кухни и культурном наследии, а именно о приготовлении теленгитского "талканду чай" и забытом народном творчестве кумандинцев.

 

ТЕЛЕНГИТСКИЙ ЧАЙ

 

 

Я хочу особо отметить наш любимый чай, который теленгиты называют "талканду чай". Каждый улаганец, который уехал из своего аила мечтает попить талканду чай, который приготовила мать. Каждое утро хозяйка аила готовит для своих родственников, детей и мужа талканду чай. Приготовить талканду чай - это целая церемония. Особенная посуда, желательно казан, живой огонь в аиле, чтобы пахло дымом, свежье коровье молоко, соль, талкан, каймак, сарjу. Талкан по своему составу может быть: ячменным, пшеничным, овсяным. Заварка может быть из трав (буланат, чолбук, чанда), которые раньше готовились особым способом. По способу приготовления теленгит чай бывает; Куртмашту чай - готовят для особого случая, когда приходят большие гости, во время свадьбы, праздника; Сутту, каймакту чай - готовят для повседневного употребления. Чакрым чай - готовят ленивые хозяйки или бедные люди. Кара усту чай - такой чай готовят охотники или те люди, которые ушли на долгое время от дома. Дополнительные компоненты для чая - это сарjу (топлёное масло), каймак (сливки), тон ус (жаренное курдючное сало барана).
По вкусу чая гость определяет, какова хозяйка, ее положительные и отрицательные качества характера. Пожилые люди могут дать замечания по приготовлению чая, а молодые должны принимать и исправлять свои ошибки или радоваться своим успехам в приготовлении чая. Особое значение и на общее обозрение выводят приготовление чая "келина" (невестки) во время проведения свадьбы.
Для этой церемонии пожилые женщины готовят стол и садятся вокруг него, ждут и оценивают, как будет готовить невестка чай.
Приготовив чай, она разливает его всем по пиалкам, а женщины - старушки попив чай, благодарят ее и дают свои благопожелания, счастья молодой хозяйке, хлеба и соли.
Когда кто-то простудится, хозяйка должна варить лечебный чай, он должен быть горячим, в него добавляется ложка топленого масла. Больного нужно укутать, уложить в постель и давать медленно пить, в это время человек потеет, таким способом болезнь проходит.
Конечно, для теленгитов талканду чай - это основная и повседневная еда. Иногда люди другой национальности шутят "теленгитский суп" - все там есть: масло, соль, молоко, вода, чай, талкан иногда сало. Но для нас он остается замечательной едой, которая связывает нас с нашими предками и не дает забыть о нашем укладе жизни.
Культура подачи чая, тесно связанна с культурой отношений людей, их поведением, субординацией. Например, когда приходит гость в дом, хозяйка должна подавать горячий чай, в знак гостеприимства, кто в первый раз в гостях в этом доме, он должен попить чай в знак уважения. А молодые люди, кто не женат или не замужем, должен выпить две чашки чая, чтобы потом не жить одному. Хозяйка, когда разливает чай должна в первую очередь наливать гостям мужского пола и только потом женщинам и мужу. Когда только мужчины за столом, женщина за стол не садиться. Нальет себе чай сидит в стороне, и ждет, когда выпьют, чтобы предложить еще. Кто напьется чаю, говорит: "Тойгон ток толу куруй" и чашку закрывает ладонью. Хозяйка не должна наливать чай в треснутую чашку, это глубокое оскорбление. Вкус чая напрямую связан с умением хозяйки готовить его. Каждая женщина готовит чай по - своему. Иногда бывает что, все компоненты одинаковы, но вкус чая у каждой хозяйки разный. В деревне есть хозяйки, которых знают все, потому что у них очень вкусный чай. Зная, свое умение, они старались всегда готовить хороший чай и их приглашали на праздники, свадьбы и торжества.
Иногда бывает, что не получается хороший чай, он с молоком синеватого цвета, эта примета о том, что предки обиделись на хозяйку, потому что она стала забывать их, говорят: "Менин чайым кузып койды"
Во время похорон чай наливают справа налево от себя. Как бы наливают покойникам.
Главный компонент к чаю - это талкан. Как он готовится - это снова целая церемония. Поэтому у каждого блюда теленгитов свой культ, определенный инвентарь, особые условия
Последнее время талканду чай готовят только в Улаганском районе, и то в некоторых селах.

Любовь Тойдонова


МОЙ НАРОД КУМАНДИНЦЫ

 

Давным-давно, во время всемирного потопа, кумандинские племена приплыли на плотах и причалили к вершинам гор. Вода медленно садилась, огромные плоты оставались на вершинах гор, а сами люди селились на склонах этих же гор. Они являются для каждого племени священными. С тех пор в народе говорят - кумандинцы - дети гор.
С этой легенды о кумандинцах я решила начать свою статью. Статью о народе к которому принадлежу и я сама. Кумандинцы - это тюрко-язычная народность. И конечно, у нас есть своя история, язык, традиции, обычаи. Но написать мне хочется о богатом народном творчестве кумандинцев. И не случайно, так как эта тема интересна мне самой и до сих пор еще слабо изучена
Народное творчество кумандинцев отличается разнообразием по жанрам и содержанию. У нас имелся героический эпос, различные легенды и предания, сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки. Наибольшей популярностью и любовью в народе пользовался героический эпос. Разнообразными по содержанию были легенды и предания кумандинцев, исторические, охотничьи, предания о происхождении различных сеоков, тех или иных хозяйственных занятий (например, пчеловодство). Поскольку охотничий промысел занимал в прошлой жизни кумандинцев большое место, то он получил довольно полное свое отражение и в народном творчестве.
Среди кумандинцев имеются легенды о сотворении мира, всемирном потопе, о Млечном пути и др. Интересны предания о происхождении сеоков оре куманды, тастар, тоон, шабат и других. Сказки кумандинцев остаются, как и эпос, наименее изученным жанром. Лишь за последние годы появились публикации нескольких сказок. Есть и записи кумандинских песен. В 1936 году Н. П. Дыренкова в селах Кубия и Сарыково записала 40 такпак, которые являются у кумандинцев наиболее распространенным типом песен. Каждый такпак представляет собой четверостишие или восьмистишие. Прежде чем перейти к изобразительному искусству, следует отметить, что оно почти не изучалось. Изучение этого вопроса теперь представляет определенную трудность ввиду того, что многие предметы, отражавшие это искусство, исчезли навсегда из быта кумандинцев.
Я остановилась кратко лишь на декоративно-прикладном искусстве, поскольку оно более известно. Замечу сразу же, что резьба по дереву у кумандинцев не получила своего развития, несмотря на их умение выделывать из него различную утварь и посуду. Некоторое распространение резного орнамента можно было встретить на наличниках и карнизах отдельных домов, принадлежавших когда-то баям или кулакам, но этот вид резьбы кумандинцы переняли от русских мастеров, как и строительство самого дома. Возможно, что в более раннее время кумандинцам были известны и другие виды резьбы по дереву, сведения о которых отсутствуют. Деревянные скульптурные изображения делались кумандинцами только с религиозной целью. Это были антропоморфные фигуры различных духов, например покровителя охоты Шалыга и др. Кроме того, скульптурные изображения антропоморфного типа были вырезаны на рукоятках бубнов.
Имеются также указания и на существование у кумандинцев в прошлом украшений на предметах конской упряжи. Различные железные и латунные бляхи украшали ремни узды, нагрудника и подхвостника, кожаный чепрак и т.д.
Наиболее широкое распространение орнамент нашел на предметах домашнего обихода. Он служил средством украшения войлочного тюфяка, одежды, покрывала, грубого домашнего сукна, из которого шились халаты - шекпен и тд. Орнамент на одежде и кошме подразделялся по технике исполнения на пять типов: орнамент, выполненный аппликацией, вязанный и вышитый, тканый и плетеный. Узоры, выполненные в технике аппликации, встречались только на войлочных тюфяках (киис). Узоры эти относятся к растительному орнаменту.
Орнамент на вязаных изделиях состоял из разного рода крючков, ромбов с отростками, носивших по-кумандински названия айаш.- чашечка, ектеш-крючок, колон- пряжка и т.д., выполненные в виде прямолинейных геометрических линий. Чаше всего ими украшали запястье рукавиц и женские чулки. Встречались они и на тканых изделиях, в основном на поясах. Вышитым орнаментом украшали в основном концы полотенец. Мотивы вышивки были разными. Иногда вышивка располагалась по трем полосам: узкому верхнему, широкому среднему и нижнему. Основной характер крупных узоров - растительный. На белом фоне четко различаются крупные восьмиконечные розетки и другие цветочные мотивы.
Орнамент на верхнем и нижнем поясах геометрический или (нижний пояс) стилизованный, растительный; цвета - черный и красный. На других вышивках узор носит геометрический характер. Мелкие розетки напоминают цветочные узоры. Цвета так же черный и красный. Кроме того, в вышивке встречаются и цветочные мотивы в виде восьмиконечных розеток, между которыми помещены мелкие квадратные целые и половинчатые розетки. Цвета те же самые.
На всех изделиях кумандинцев преобладал геометрический орнамент. Он обычно строился по прямоугольной квадратной сетке. Темные места на нем выделяются особой техникой ткани. Наиболее крупные узоры представляют собой крестообразные пересеченные квадраты, остальные элементы орнамента состоят из квадратов и прямоугольников различного размера, расположенных также по прямой сетке. Вторым мотивом на изделиях подобного же рода был орнамент, построенный по косой квадратной сетке. Элементом орнаментации являются вписанные друг в друга крупные ступенчатые квадраты разных цветов: желтого, фиолетового, оранжевого, светло-зеленого, синего и белого. Подобные тканые изделия служили покрывалом для кровати или употреблялись в качестве одеяла. Ткались они в четыре, восемь или двенадцать нитченок.
Из окрашенных в разные цвета шерстяных ниток кумандинцы умели плести вручную пояса, украшенные крупными ступенчатыми квадратами и другими геометрическими узорами.
Краткий обзор кумандинского народного творчества позволяет судить в какой - то степени о его самобытных отличительных чертах.
Подводя итог, можно сказать, что, к сожалению, в наше время многое уже потеряно и забыто. И мое поколение кумандинцев уже не знает ни языка, ни обычаев, ни истории. Я надеюсь, что моя статья поможет в какой-то степени осознать молодежи (особенно кумандинцам) как важно знать свои корни. Так как от этого зависит само существование нашего этноса.

В работе использованы материалы из книги
В. Сатлаева." Кумандинцы"
Юля Саклакова

 

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КОРЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

 

 

27-3О сентября с.г. Автономная некоммерческая организация "Юристы за конституционные права и свободы" (ЮРИКС) г.Москва совместно с общественной организацией "Научно-технический Центр" (НТЦ), Республика Алтай, проводит образовательный семинара - тренинга по теме "Защита права коренных малочисленных народов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни". На семинаре планируется участие представителей коренных народов республики, стажеры Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай. Место проведения УТЦ "Семинский перевал". Для более подробной информации обращаться по тел. (388 22)26786, E-mail: spsuraz@rambler.ru

 

 

 

В конце октября в Онгудайском районе Госкомзем Республики Алтай, Администрация МО "Онгудайский Район" и межрегиональная общественная организация "Лаураветлан Информационно-образовательная Сеть Коренных Народов" (ЛИЕНИП) проводят практический семинар-консультацию по теме "Актуальные вопросы управления земельными ресурсами в Онгудайском районе". Для более подробной информации о семинаре обращайтесь в Информационный Центр Коренных Народов Республики Алтай, по тел. (388 22) 21296, E-mail: infocenter@mail.gorny.ru

 

ОБРАЩЕНИЕ К НАРОДАМ

 

 

Не нужно говорить о том состоянии, в котором находится сегодня наш народ. Масса проблем, которые требуют конкретных действий с чьей либо стороны. Мы все об этом прекрасно знаем, и каждый по-своему хочет, что-то изменить в лучшую сторону. Есть желание и это очень хорошо, но прежде чем что-либо предпринимать, нужно хорошо подумать над тем, хватит ли сил…. Путь, который мы выбираем не из тех, с которого можно сойти, встав на него, нужно идти до конца. Необходимо полностью осознавать какой выбор был сделан. Конечно, можно подумать, что это слишком серьезное заявление, но сложившаяся ситуация, я считаю, требует именно такого подхода.
У нас еще есть шанс встать на ноги, еще есть дух, и еще есть духовность, нам всем надо подумать, как правильно использовать этот народный потенциал во благо.
Если вы не изменили своего решения, это прекрасно, остается запомнить что требовать чего-либо, нужно, прежде всего, от себя, и только от себя, это, на мой взгляд, правило, которое должно стать самым главным в жизни, довести это до сознания другого человека, правило номер два. Взявшись за руки, встав плечом к плечу, мы осилим самую непосильную ношу, это единственная истина, которая должна стать нашим девизом, "Один в поле не воин", мы все это прекрасно знаем. Кто-то скажет, что нас слишком мало, но это не факт, что у нас ничего не получится, никогда не нужно забывать: "Велико стадо - но овцы, мала стая - но волки". Никогда не отчаивайтесь!

С уважением,
Алексей Шонкоров

 

 

 

Как связаться с нами
Офис Центра находится по адресу г.Горно-Алтайск, ул. Чаптынова, д.30, 2 этаж, офисы 201-202. Для писем - г.Горно-Алтайск, а/я 10. Номер телефона и факса: (388 22) 21296. Двери Центра открыты для всех, кто хочет получать информацию и сотрудничать с нами!
Выпуск подготовила 4 группа стажеров ИЦ.

Информационный Центр публикует все статьи независимо от того, совпадает ли точка зрения Центра с мнением автора, и не несет ответственности за достоверность публикуемой информации, эту ответственность несет автор.

При перепечатке материалов ссылка на ИЦ КН РА обязательна © ИЦ КН РА

 

 

 

Более подробную информацию о проекте NPIR в России можно получить у руководителей проекта: координатора, Гульвайры Шерматовой по тел.: (3854) 30-33-10, факс: (3854) 30-50-10, эл.почта: arook@mail.biysk.ru и менеджера, Чагата Алмашева, эл.почта: indigenous@mail.gorny.ru. Вся информация будет размещена в сети Интернет на сайте проекта/организации: www.indigenous.ru .

 









Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены.

Опубликовано на: 2006-09-18 (11850 Прочтено)

[ Вернуться назад ]

Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com