Бюллетень №6 Информационного Центра Коренных Народов Республики Алтай
Содержание
Земля - наше будущее.
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ
Традиционная кухня теленгитов - способы
заготовки и приготовления
Обряд поклонения на перевале
Понимание божества у алтайцев
Религия алтайцев (шаманизм)
Судьба республики в руках народа
Кризис юности
Непостоянство
Как связаться с нами
Земля - наше будущее.
|
|
С 15 по 18 мая 2005 года в Чемальском районе
Республики Алтай на Т/Б "Катунь" прошел образовательный тренинг
- семинар "права коренных народов и законотворческий процесс в Российской
Федерации" по проблемам защиты прав коренных народов на традиционное
природопользование. Организатором данного мероприятия являлось Автономная
Некоммерческая Организация "Юристы за конституционные права и свободы"
(г. Москва). При поддержке межрегиональной общественной организации "Информационно-образовательная
сеть коренных народов Лаураветлан" (г.Бийск) и Информационного Центра
"Бирлик" (г. Горно-Алтайск). Семинар провели известные юристы
- экологи: Михаил Михайлович Бринчук, д. ю. н., профессор Института государства
и права РАН, руководитель Центра эколого-правовых исследований; Ольга
Алексеевна Яковлева - член Московской областной коллегии адвокатов, почетный
адвокат России; Иутин Иван Геннадьевич - аспирант Института государства
и права РАН.
На семинаре было подробно проанализировано действующее российское законодательство
и нормы международного законодательства, гарантирующие права коренных
малочисленных народов на традиционный образ жизни и защиту исконной среды
обитания, образования ТТП: анализ законодательства и практика его применения.
Большое внимание на семинаре уделено тенденциям изменения природоресурсного
законодательства в аспекте реализации прав граждан Российской Федерации
и коренных народов на землю, природные ресурсы, как основа жизни.
На снимке участники семинара.
Юристы рассказали о последних новостях из Государственной Думы РФ, новых
проектах Лесного и Водного кодексов РФ и отдельно остановились на проблемах
разграничения полномочий РФ и субъектов РФ по вопросам природопользования,
охраны окружающей среды и экологического контроля.
На семинаре присутствовали Глава МО "Онгудайский район" Тузачинов
С. С., начальник Комитета по земельным и имущественным отношениям Онгудайского
района Мамыев Д. И., председатель Совета Кемеровской региональной общественной
организации телеутского народа "Набат" Калишев Т.Н., председатели
общин: "Альбаган" (Турачакский район, с. Ст. Кебезень, Тарбаганов
Юрий), "Оток" (Кош-Агачский район, Бурбуев Эркин), "Каан-Курай"
(Кош-Агачский район, Ельдепов Олег), специалист по коренному малочисленному
народу теленгитам в Улаганском районе Тадыкин Азамат. А также стажеры
ИЦ "Бирлик".
Отдельно выступила юрист по земельным вопросам Республики Алтай Демина
Мария Фоминична по правам граждан на паевые земли, где более подробно
были рассмотрены вопросы землеустроительного дела.
По обмену информации об опыте правовых действий в защиту общественных
интересов и конституционных прав граждан и по проблеме строительства Катунской
ГЭС в Чемальском районе выступила Соловьева Л. Е. (Председатель региональной
общественной организации "Защита Тенгри").
|
ВСТРЕЧИ СТАЖЕРОВ
|
|
5 мая группа стажеров
встретилась с Эл Башчы Республики Алтай В. К. Амургушевым.
Тос Торгоо - общественное движение алтайцев. Высшее должностное лицо Тос
Торгоо - Эл Башчы, в буквальном смысле переводится "Вождь".
Эл Башчы - независимая фигура, ориентируемая общественными мнениями.
Высший орган Тос Торгоо - Курултай - "съезд". В Тос Торгоо функционирует
Президиум - Курее, председателем которого является Эл Башчы.
Тос Торгоо состоит из 28 членов - "турчы", представителей районов.
Районы с большим количеством населения, такие как Усть - Канский, Онгудайский,
Улаганский, Кош - Агачский представляют по 2 турчы, из остальных районов
по одному турчы.
Инициатива создания тос Торгоо возникла еще 10 лет назад. Первым Эл Башчы
был Антарадонов Юрий Васильевич, после него обязанности Эл Башчы исполнял
Шылыков Константин, полномочия которого истекли в начале нынешнего года.
На последнем заседании Президиума Тос Торгоо единогласным решением на
пост Эл Башчы был избран Амургушев Владимир Константинович, ранее - Председатель
Верховного суда Республики Алтай.
Основными целями, задачами Тос Торгоо являются:
- решение национальных и политических проблем;
- возрождение самобытности культуры этнических групп алтайского народа;
- защита естественной среды обитания;
- участие населения в исследовательской, миротворческой деятельности;
Курултай поддерживает новые формы хозяйствования, оказывает помощь малоимущим,
поддержку молодому поколению. В целях повышения эффективности работы Тос
Торгоо, тесного взаимодействия с действующими властями республики, сплочения
народа, населяющего территорию республики - в районах назначены районные
вожди - аймак башчы. Из таких же соображений в каждом селе действует iурт
башчы - уйа башчы - аба.
На сегодняшний день Тос Торгоо намечены планы работы, основные действия
на ближайший период времени: организация и проведение встречи Эл Башчы
с населением республики.
В газете "Алтайдын Чолмоны" недавно опубликовалось одно из первых
решений Тос Торгоо - по ежегодному сбору денежных средств от населения,
проживающего на территории республики. Сборы производятся в добровольном
порядке, минимальная сумма сборов составляет десять рублей. В данном решении
отдельной строкой указано, что из собранных средств на выплату заработной
платы членам Тос Торгоо и оказание материальной помощи расходы не предусмотрены.
Планируется распределять денежные средства следующим образом: 50% средств
остается у jурт башчы, 30 % - у аймак башчы, оставшаяся только сумма перечисляется
на счет Тос Торгоо. Необходимо, чтобы у каждого руководителя функционировала
контрольно - ревизионная комиссия.
Заседание Президиума проводится каждый месяц, заседания Тос Торгоо - 1
раз в четыре месяца.
В ближайшем будущем планируется разработать "механизмы" проведения,
сватовства, свадеб, похорон и других мероприятий национального характера.
6 мая провели встречу в Министерстве экономического развития, торговли
и предпринимательства Республики Алтай с первым заместителем министра
- начальником Комитета по делам Севера А. В. Кутериным. Комитет организован
в 2003 году и занимается реализацией федеральной целевой программы "Экономическое
и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 г.".
Основной целью Программы являются создание условий для устойчивого развития
коренных малочисленных народов, сохранение традиционного природопользования,
образа жизни, культуры, повышение уровня жизни и т.д. Для реализации целей
и задач Программы затребовано 2744,32 млн. руб., из которых помощь федерального
бюджета составляет 35%, основная нагрузка ложится на регионы- 50%, доля
внебюджетных источников составляет 15%. 83% от общей суммы направлено
на капитальное строительство объектов, что говорит о социальной направленности
Программы.
В республике, в рамках этой Программы была попытка создания базовой факторийной
системы на уровне региона. В этом году средства выделяемые из федерального
центра в сумме 2000,0 тыс.руб направляются на создание фактории в Турочакском
районе.
В настоящее время отделом по делам Севера разрабатывается Республиканская
Целевая Программа "Программа развития коренных малочисленных народов
Республики Алтай".
Хочется надеяться, что зарождающаяся Программа затронет насущные проблемы
малочисленных народов, даст реальные возможности для их решения, а не
останется очередной бумагой для отчета.
Сегодня на территории нашей Республики проживают 5 этнических групп отнесенных
к коренным малочисленным народам, это: теленгиты, тубалары, кумандинцы,
челканцы и шорцы. Статус компактного проживания коренных малочисленных
народов, согласно Постановлению РФ № 22 с изменениями на 23.01.2000г.
присвоен только Турачакскому району. И в этом вопросе есть огромный фронт
работ для отдела по Северам и соответствующих муниципальных образований.
7 мая стажеры провели встречу в государственной архивной службе Республики
Алтай с заведующей отдела хранения Шарабурой Л. Н. Людмила Николаевна
нас ознакомила с деятельностью архивной службы нашей республики. Архив
- это память народа, это документальное наследие Горного Алтая, исторический
источник. Особенно было интересно ознакомиться с бытом, культурой, ремеслом
коренных народов - теленгитов, которые были уже в конце 17 века. Их называли
белыми калмыками, затем телеутами, а уже после теленгитами. Также мы посмотрели
выставку о жизни первого председателя обкома партии Карамаева М. В. -
человека при Правительстве котором в Горно-Алтайской автономной области
были построены много общеобразовательных школ, больниц, очень много объектов
соцкультбыта. Посетили мы и архиво хранилище нашей республики.
11 мая присутствовали на заседании Комиссии "Комитета по социальной
защите и охране здоровья населения" под председательством Карасева
П. Д. Комиссия рассмотрела два вопроса: первый - льготное обеспечение
лекарственными препаратами в Республике Алтай; по осуществлению этой целевой
программы выступила Представитель территориального фонда обязательного
медицинского страхования Адарова А. М. По докладу Адаровой А. М. На первое
мая 2005 года в республике пользуются льготами 27.181 человек. За первый
квартал на финансирование льготных лекарств перечислена сумма в размере
6млн. 279 тыс. рублей. Осуществляет поставку лекарств фармацевтическая
компания "РОСТО". По положению на первое мая 2005 года в компании
с этой функцией справляются. По второму вопросу "О ходе подготовки
к летнему оздоровительному сезону детей" выступила Ендовицкая В.
П. Зам. Министра предоставила перед комиссией краткий обзор о подготовленности
лагерей города и муниципальных образований к открытию оздоровительного
сезона. По совместным планам муниципальных образований и Министерства
труда и соц. Развития в 2005 году удастся оздоровить в республике 27 тысяч
детей. Лагеря в целом готовы к принятию первой смены, но по погодным условиям
открытие летнего сезона начнется после 10 июня. В 2005 году финансирование
увеличилось за счет муниципальных образований на 9 млн. рублей. Также
по второму вопросу выступали представители Министерства образования, санитарно-эпидемиологической
службы, председатель профсоюзов Республики Алтай, депутаты.
25 мая группа стажеров встречалась с председателем комитета по образованию,
культуре, СМИ и общественным объединениям Н. В. Туденевым. В рамках встречи
председатель комитета, который также курирует молодежную политику, физкультуру
и спорт, вкратце ознакомил стажеров с функциональной деятельностью комитета.
Мы узнали, что готовятся поправки в Закон РА "О Культуре" в
статью №10, предусматривающую социальную защиту работников культуры. Если
не поддерживать материально этих работников, то культура будет не на должном
уровне, что пагубно скажется в дальнейшем на его развитии. Николай Васильевич
информировал нас, что комитет создал рабочую группу по внесению изменения
в Закон РА "О Языках". Предлагается изучение алтайского языка
во всех общеобразовательных школах республики всеми детьми независимо
от национальности. Задача состоит в том, чтобы подготовить документы (заключение
от общественности, поддержки районов) и вынести на июньскую сессию. Этот
вопрос был поднят по представлению общественности - ТOС-ТОРГОО, съезда
алтайского народа. Республика Алтай является национально-территориальной
единицей, и изучение алтайского языка должно быть обязательным. Тот факт,
что эта постановка вопроса находит понимание и требует финансирования,
учебно-методические пособия, школьные программы, словари. Далее, Н.В.Туденев
рассказал нам, что на очередную сессию вносится законопроект РА "О
внесении изменений о наградах и госпремиях, почетного звания по профессиям
и отраслям". И если раньше в РА был обобщенный подход к званиям и
наградам, то теперь же будет более детализированным. У нас в Республике
имелся орден "Быйанду эне" и "Тан Чолмон", теперь
предлагается разнообразие в почетных званиях по профессиям. Этот законопроект
комитет одобрил. Планируется два законопроекта: первый - законопроект,
регламентирующий на территории РА обязательное копирование документов
и безвозмездная передача печатных изданий, выходящих в республике, в архив
и библиотеки для свободного доступа населения. Так как печатные издания
отражают ход социально-экономического развития, ее политической жизни,
то через несколько лет это уже будет достоянием истории, что важно для
последующих поколений, которые захотят узнать, чем же жила республика
в эти годы. Жаль, что этот законопроект вносится на обсуждение только
сейчас, а не с первых дней Республики!
Второй по инициативе Ассоциации КМН РА разработан законопроект РА "О
территории проживания КМН РА".
В конце встречи председатель комитета по образованию и науке заострил
внимание присутствующих на подготовке востребованных кадров, молодых специалистов
для РА. В конце встречи Н.В.Туденев ответил на вопросы стажеров, которые
касались сокращения вещания на алтайском языке в эфире ГТРК "Горный
Алтай", духовной сферы, общины. В частности, по поводу ТВ вещания
на алтайском языке, Николай Васильевич сказал, что жалоба телезрителей
отнюдь небеспочвенна, так как действительно на алтайском языке в эфир
выходят только "Вести".
Молодежная политика, физкультура и спорт требует к себе более пристального
внимания в отдельности и заслуживает отдельного комитета.
Встречи подготовили стажеры
ИЦ: Садукова Светлана, Асканакова Людмила, Матыев Ренат, Табылкинов Эркемен,
Ултариков Денис, Тайленкунов Аркадий.
|
Культура
и традиции коренных жителей Алтая |
Традиционная кухня теленгитов
-
способы заготовки и приготовления
|
|
В личных хозяйствах теленгитов преимущественно
сохранилось скотоводческое направление, которое позволяет им в рационе
питания придерживаться традиционных блюд из молока и мяса. Теленгиты получали
молоко от различных видов скота-овец, коз, коров. Самым распространенным
сезонным напитком у теленгитов является айрак. Айрак-сквашенное молоко,
оно является не только популярным напитком, но прежде всего это продукт,
из которого готовятся различные виды традиционной молочной пищи, аарчы,
курут, быштак. Хочется немного рассказать о технологии приготовления этих
продуктов. Для приготовления айрака нужно сквасить молоко, закваска молока
происходит в течении нескольких часов. А уже из айрака готовились курут,
аарчы, быштак и.т.д. Чтобы приготовить аарчы, айрак варится на медленном
огне, после закипения айрак сливают в мешок из ткани, чтобы стекала сыворотка.
В результате после стека сыворотки получалось аарчы-творожная масса, ну
а из аарчы уже готовился курут-сырчики. Для изготовления курута из влажной
спресовавшейся творожной массы скатывали шарики, резали их на дольки,
нанизывали на нитку,и сушили на солнце.
Также основой пищевого рациона теленгитов является мясо домашних и диких
животных. Основная заготовка мяса производится на зиму,с наступлением
первых морозов. К этому времени скот нагуливает жир,и имеет большой вес,
чем в другое время года. В весеннее-летнее время домашний скот практически
не забивается, а если это делается, то в основном при проведении религиозных
и семейных праздников и обрядов. Большим лакомством теленгитов является
кан-кровянная колбаса. Кровь для колбасы вычерпывается ложкой или половником
из бараниной полости, затем эту кровь разминали в посуде до получения
однородной консистенции, добавляли немного молока, внутреннего сала, измельченный
лук, соль и разливали в кишки jумур ( тюмур), моон. Приготовленные так
колбасы варили и ели в горячем виде. Также традиционными мясными блюдами
теленгитов являются- jоргом (дёргом), кыйма и т.д., которые считаются
деликатесами данной кухни.
Мясо любых видов животных телнгиты едят в варенном виде. Едят мясо запиваю
бульоном - мюн, к которому подают дикорастущий или домашний лук. Из традиционных
супов у теленгитов готовится кочо. Для приготовления его, в казан с водой
нарезается много мяса, и густо заправляется перловой крупой. Также мясные
бульоны заправляются макаронными изделиями, свежими и консервированными
овощами. Конечно традиционная кухня теленгитов заимствует много рецептов
из кухни разных народов. Может кому-то покажется, что кухня моего народа
скудна и однообразна, но зато она высококалорийна, богата множеством витаминов,
экологически чистая. Помогает нам быть здоровыми, выносливыми и стойкими.
Надежда Садукова
|
Обряд поклонения на перевале
|
|
Поклонение Алтаю,
духам у теленгитов распространено очень широко: оно связано с повязыванием
белой ленты на перевалах, с одариванием их серебряными монетами или опрыскиванием
молока, аракой. Ленты подвязывают в определенных местах пути следования
на вершинах перевалов. В древнее время каждый собирающийся в путь знал,
какой дорогой он поедет, через какие горы и перевалы, заранее готовил
ленты и брал их с собой. Значение повязывания ленты заключается в том,
что человек не только просит благополучия от Алтая, но и клянется беречь
традиции и обычаи, клянется беречь природу Алтая. Повязывая ленту, человек
просит помощи, благосклонности к себе у духов гор, у хозяина Алтая.
Повязывание ленты - это выражение любви к Алтаю, к его природе. Каждому
человеку надо знать определенные правила повязывания ленты. Лента должна
быть белой, из ткани, не бывшей в употреблении, шириной 4-5 см, длиной
50 - 60 см, по продольной линии.
Лента повязывается на ветке дерева или кустика петелькой или одним узлом,
но не затягивается туго, чтоб не сорвать кору. При повязывании не должно
быть смеха, сквернословия, криков.
Повязывающий ленту про себя просит благополучия семье, удачной дороги
самому, счастья детям. На перевале человек должен спешиться, повязать
ленту, может посидеть. При повязывании ленты выражает благопожелание -
при этом обращается к горе, как живому человеку, потому, что это богатыри,
превратившиеся в горы, это предки нынешнего поколения. Если человек не
знает слов благопожелания, то можно просто повязать ленту и простыми словами
назвать гору, перевал, сказав: "Дай доброй дороги".
Можно повязывать ленту желтого цвета - это цвет солнца, голубой цвет неба,
красный - цвет огня, зеленый - цвет полей.
Дерево, на которое повязывается лента, нельзя затесывать, ломать и срезать
ветки. Тому, кто это сделает, будет возмездие.
Если с собой нет белой ленты, нужно выдернуть три седых волоса из гривы
лошади, повязав по тем же правилам. В случае, если пет ни лепты, пи лошади,
можно просто назвать гору или перевал и попросить себе помощи. Можно положить
в обусловленном месте серебряные монеты.
Благопожеланий много, они все разные, но мысль у них одна - любовь к Алтаю,
к родной природе, в которой все видят хранителя, спасителя, покровителя.
Поэтому каждый старается найти красивые, во многих случаях иносказательные
слова и выражения. Благопожелание перевалам, горам, рекам любой может
выражать не только в пути, но и дома и просить о помощи своим детям, родным,
отправившимся в дорогу. Каждая мать, проявляя заботу о своих детях, в
слова благопожелания вкладывает свою душу и сердце, свою любовь и надежду.
Склоняя голову перед Алтаем, просит у него пощады и благополучия.
Аркадий
Тайленкунов
|
Понимание божества
у алтайцев
|
|
Алтай хранит в себе множество не постигнутых
и непостижимых тайн: здесь зарождались великие религии, развивалась цивилизация,
оказавшая неоспоримое влияние на культуру всего человечества. По общему
верованию у алтайцев два начала управлять миром: доброе - Ульгень и злое
- Эрлик. Обоим им подчинено множество духов, первому чистых (ару неме),
последнему нечистых (кара неме).
Улегень столь добр и милостив, что не способен сделать что-нибудь неприятное
для человека. Он добр до слабости. Эрлик, напротив, столь зол, что не
может не злодействовать, а только отлагает иногда на время враждебные
свои действия на человека. Средство для выражения почтения доброму началу
и для умилостивления, или как бы задобрения злого начала есть жертва.
Жертвы разделяются на кровавые и простые. К первой принадлежат заклинание
и сьедение животных, ко второму -обильное приготовление и распитие араки.
Анализируя религиозное мировоззрение алтайцев, в том числе и теленгитов,
можно утверждать, что создателями мира и всего сущего является Кудай (Тенгри)
и Эрлик -Бий.
В традиционном мировоззрении тюркоязычных народов Сибири, культ неба в
чистом виде не сохранился, он видоизменился. Но в качестве одной из божеств
- тэнгриев.
Таким образом из вышесказанного следует, что Улгень не бог (божеств),а
тос-обожествленный предок рода родственных родов.
Одной из причин становления Улгеня (высшим божеством) в отечественной
науке являются опубликованные в этнографической литературе так называемые
"предания" В.И.Вербицкого, С.Ландышева, И.Завалишина. Как известно,
они использовали один источник. Но откуда был взят материал для описания
(преданий)? С. Ладышев делает замечание: "Первым и главным поставщиком
материала служил М.Чевалков, а вторым -Ефим Корты, который жил по реке
Чуе между двоеданцами близ китайской границы и входил в знакомство с монголами-буддистами,
что не осталось без влияния на его мировоззрение.
Нужно заметить, что занять верхнюю лестницу в пантеоне духов шаманизма
Улгеню "помог" М.В.Чевалков. Известно, что он был из рода мундус,
а алтайские мундусы, в том числе часть телеутских мундусов поклонялись
тосю-Улгень.
Религия в превратной форме отражает земную жизнь людей, уровень их экономического,
политического развития. Изменения, происходившие в конце XIX- начале XX
вв. наложили свой отпечаток на многие стороны религиозной идеологии, в
том числе и на пантеон духов в религии алтайцев.
Денис Ултариков
|
Религия алтайцев (шаманизм)
|
|
Человек не отделяет
себя от природы, сравнивает себя с явлениями и силами природы. Отсюда,
наблюдая ряд явлений, он приписывает себе возможность вызывать или производить
те же явления природы, с другой стороны, приписывает силам природы и неодушевленным
предметам способности и возможности, присущие только человеку, вообще
наделяет природу такой -же жизнью, какой живет он сам, т. е. одухотворяет
природу.
В религиозном веровании алтайцев все окружающие явления природы и предметы
имеют души. Для более глубокого понимания сущности религии алтайцев следует
глубже раскрыть их анимистические представления об окружающем мире.
Душа в понятии алтайцев - бестелесная первооснова, сущность всех вещей
человека, его дух, она понимается как двойник человека, который наделен
рядом свойств. Так, по исследованиям А. В. Анохина, душа у алтайцев носит
разные названия. По мнению алтайцев, разные названия обозначают переход
души в зависимости от возраста человека, от одного состояния в другое,
внешне выражающееся в смене названия. Так термин "кут" - в понятии
душа включает в себя двойное представление. Во-первых, "кут"
понимается как зародыш, эмбрион, являющийся началом развития человека,
во-вторых, как некая сила, двойник человека, не связанный с ним телесной
оболочкой, но поддерживающий его существование. При этом "кут",
как зародыш, может прийти к человеку только извне, от бога (в данном случае
от небожителя) и воплощаться в нем. Бог - Ульгень - творец человеческой
души - "кут". Он проживает по представлению алтайских шаманов
на четвертом или девятом слое небесной сферы. Первоначально "кут"
помещается в утробе матери в виде красного червяка. В дальнейшем этот
зародыш, развиваясь, переходит в обычный плод человека. Душа - "кут",
давший начало человеческой жизни, продолжает в дальнейшем жить с человеком
и вместе с ним расти.
В этом первоначальном состоянии душа - "кут" человека может
подвергаться некоторым изменениям. Например, она может отделиться от человека
и жить некоторое время самостоятельно, пока не окажется во власти злых
духов - или шамана, который возвращает ее снова к человеку.
От человека душа может отделиться в результате испуга в момент его бессознательного
состояния. Только у шаманов душа может отделяться произвольно в те моменты,
когда они камлают. Так родилась идея магической взаимосвязи шамана с потусторонним
миром, идея о всемогуществе шамана, его связях с нечистой силой и т. д.
Человек, у которого отсутствует душа - подвержен болезни, у него, по мнению
алтайцев, состояние постоянной спячки. Он спит, где присядет. Отсутствие
души - "кут" замечают окружающие или сам больной. Возвратить
душу может только шаман. При этом душа может попасть не обязательно только
к злым духам, но и к добрым духам. Для первых обязательно нужен выкуп,
для вторых - нет. Пойманную душу, шаман вдувает больному через правое
ухо.
В отличие от названия "кут" понятие "тын" как души,
содержит нечто материальное, которое обладает свойством дышать. Этим свойством,
по мнению алтайцев, обладают не только люди, но и звери, птицы, скот,
травы, лес и т. д. За совершенные злодеяния душа в понятии "тын"
может подвергаться мучениям на том свете. В момент смерти человека "тын"
выходит из него - "тын чыкты" - дух вышел, т. е. умер человек.
По отношению к животным и птицам "тын" понимается и как душа,
не подвергающаяся наказанию, и как физиологический процесс дыхания, и
как сама жизнь.
В растительном царстве под названием "тын" понимается способность
растений расти. Причем, по мнению алтайцев, у растений нет души - "тын",
наподобие человеческой, зато жизнь растений бессмертна и беспрерывна,
потому что его корень остается в земле и поэтому растение вечно поддерживает
свое бытие.
В вечности растительного мира у алтайцев отразилось понятие о бессмертии
окружающей среды, система взглядов человека на растительный мир еще не
наделенного научным мировоззрением, его диалектики о вечном мире - бытие
в отличие от человеческой среды, связанного лишь внешне с землей. Человек
живет на земле, не имеет корней, уходящих в землю. Потому земля его не
питает. Он смертен. Душа его лишь витает над землей. Она беззащитна и
потому подвергается внешнему нападению со стороны внешней среды.
Душа понимается как облик, образ человека, животного или предмета, обладает
такими же свойствами, как и душа в понятии "тын" и "кут".
"Сури" может отделяться от человека исключительно по воле верховного
божества - Ульгеня. Отсутствие "сури" человека ведёт к продолжительной
болезни, заканчивающейся смертью. "Сури" можно видеть дома,
в поле, на охоте. Взору человека он представляется в человеческом образе.
Его боятся. После смерти человека его "сури" уходит к богу,
от которого человек получил "кут", т. е. право на свою земную
жизнь.
В понятие "души" у алтайцев входит еще одно название "суне",
которая обладает свойством покидать тело человека только в момент смерти
и жить в доме умершего до погребения. Душа или дух умершего переходит
в новое состояние, которое носит название "узут" - злой дух
или дух покойника. "Узут" обладает способностью уносить с собой
душу одного из родственников. Он может проникнуть во внутренние органы
человека, и тем самым вызвать болезнь.
Таким образом, вера в существование души у человека у алтайцев носила
довольно сложный и противоречивый характер. Одухотворение природы было
связано не только с человеком, одухотворялась также и окружающая среда,
природа. Алтайцы считали, что каждая гора, река, озеро, тайга, скала,
источники имеют своего духа-хозяина. Они верили, что каждый человек имеет
еще своего персонального духа-хранителя, подобно ангелу-хранителю в христианской
мифологии - "пайана" или "пайэне", который призван
был охранять человека, его душу - "кут" от постоянных нападок
злых духов.
Андрей
Ядомыков
|
Судьба республики
в руках народа
|
|
Республика
Алтай является субъектом Российской Федерации, в которой проживает коренной
алтайский народ. Республика занимает площадь 92,2 кв. км в Сибири. Но
в этой небольшой республике существуют трудности по сохранению родного
языка и статуса своей республики.
Алтайский язык - язык коренных жителей Республики Алтай. Так как в республике
живет алтайский народ, и существуют обычаи, традиции, алтайский язык,
дан статус республики.
В настоящее время наш язык считается государственным. Существует в Горно-Алтайском
университете специальная кафедра алтайского языка и литературы, где изучается
родной язык и литература, история, традиции, культура алтайского народа.
Благодаря этой кафедре наш университет считается в России одним из элитных
университетов.
И нам нужно сохранить и знать свой язык. Но в настоящее время не все жители
республики желают знать, изучать, владеть родным языком, включая коренное
население. Конечно, это будет вести к исчезновению языка, культуры народа.
Народ, который не знает родного языка, свою культуру, традиции не считается
народом.
В последнее время этот вопрос становится все острее и острее. Федеральная
политика направлена на присоединение Горного Алтая к Алтайскому краю.
Если наше Правительство допустит это, то мы потеряем все: язык, статус.
Будущее процветание республики в руках правительства. В этом процессе
должен участвовать и сам народ. Если мы будем стоять друг за другом, встанем
на ноги то сумеем сохранить свой статус, свою уникальность и первозданность.
Еще один острый вопрос - это купля, продажа земли. Опять наши власти допускают
это, проданы большие участки земель в Чемальском, Майминском и Турачакском
районах, активно проявляется интерес к дальним районам республики. Мы
не можем ходить свободно по родной земле, чтобы полюбоваться своей природой.
Мы платим деньги, например вход на водопад Корбу, Камышлинский водопад,
Чемальскую ГЭС. После всего этого стоит вопрос: Кто хозяева? Кто мы на
этой земле? Нам всем вместе надо бороться за будущее Алтая, чтобы сохранить
язык, статус республики, надо остановить куплю, продажу земли.
Эркемен Табылкинов
|
Кризис юности
|
|
Человек, лишенный непосредственной
радости бытия, желания или охоты жить, обречен чувствовать себя глубоко
несчастным при наилучших условиях жизни, при наличности всех благ земных.
Что же является причиной их безразличия ко всему окружающему, недоверия
обществу, разочарованности. Думается, причин этому много: это и упущение
в воспитании, и низкий социально - экономический уровень жизни, и, наконец,
сама сущность человека (психологический тип).
Исходя из всего этого невольно напрашивается вопрос - есть ли возможность
помочь этой беде, этим несчастным людям - искусственно повысить субъективную
ценность жизни, или, по крайней мере, не дать ей опуститься ниже той черты,
за которой человеку в самом деле психологически уже "незачем жить"?
Мне кажется, и так должно быть, возможность есть. И лучшим средством следует
признать приобретение человеком общественной стоимости. Иметь в общественной
среде свое место и дело, сознавать себя полезным или, по крайней мере,
нужным человеком общества, чувствовать себя величиной общественной - это
великий источник живительной силы, энергии, жизни для человека, если только
социальные инстинкты в нем не убиты, и если он не инвалид. Поэтому каждому,
кто столкнется при различных обстоятельствах с подобными людьми, нужно
постараться "не проходить мимо чужой беды", а необходимо разъяснить
им о ценностях, истинных радостях жизни. Человек, который знает, что его
жизнь имеет объективную ценность - для многих людей, для общества, что
ею дорожат, находит в этом сознании источник животворной силы, заставляющей
человека, даже вопреки отрицательному жизнеощущению, убеждаться в том,
что жизнь - святыня. Которую надлежит всячески беречь и лелеять. И что,
если и нельзя назвать ее высшим благом, то во всяком случае она -основа,
или источник всех благ человеческих, от низших до наивысших.
Живя безрадостной, тусклой жизнью, человек недалек от того момента, когда
готов пойти на крайние меры - вплоть до суицида.
Считая вышеуказанное явление одной из актуальных проблем на сегодняшний
день, принимая во внимание тот факт, что этому явлению подвержены люди
особенно молодого возраста, обществу, власти нужно объединиться в решении
данной проблемы посредством того, чтобы дать возможность проявить себя,
почувствовать себя "человеком", ведь неталантливых, ненужных
людей в этом мире нет.
Иной раз задумываешься над тем, что человек разочаровывается в жизни не
от "внутренней пустоты" человека самого, а от обыденности, не
занятости, отрицания его "я" обществом, еще в силу "слабого
характера". От характера самого человека зависит очень многое, почти
все. Пессимистические настроения очень часто овладевают человеком с ослабленной
волей. Для таких натур характерна склонность во всем видеть повторность,
круговорот, рутину; соответственно, они слепы и глухи ко всему новому,
неповторимому - всему тому, что составляет прелесть и украшение жизни.
Наблюдая за поведением, поступками своих сверстников, не видящих смысла
в жизни, непосредственно общаясь с ними, меня часто посещает обнадеживающая
мысль о том, что, быть может, это явление временное, характерное определенному
периоду в жизни человека. Мне кажется, не будет неправильным, если это
явление именовать "кризисом юности". Этот феномен хорошо известен
любому, самому обычному человеку. Юношеский кризис захватывает собственно
юность и часть молодости. Для этого возраста характерны повышенная чувствительность
к неудачам и невзгодам, а также склонность к быстрому разочарованию. Отсюда,
факт: пессимизм - болезнь юности! Остается надеяться, что после вступления
юного бунтаря, "отрицателя всего" в более зрелый возраст, симптомы
былого кризиса исчезнут практически бесследно. А сам человек обретет смысл
в жизни, следовательно, у него значительно изменится мировоззрение, появится
некий стимул, тем самым познает объективную ценность жизни.
Людмила Асканакова
|
Непостоянство
|
|
Даже зная о заложенных в нас возможностях, но не понимая, что все вещи
и явления временны и непостоянны, мы тем самым задерживаем свое развитие.
Для правильного отношения к непостоянству следует понять его истинную
природу. И тогда мы сможем применить эти знания в нашей жизни.
Непостоянство проявляется в окружающем нас мире, а также в событиях нашей
жизни. Из бедных мы становимся богатыми, из богатых бедными. Мы то теряем
работу, то вновь находим её; из начальников мы превращаемся в простых
служащих и наоборот. Эти явления особенно ощутимы в мире политики. Многие
лидеры находятся у власти самое большее в течение нескольких лет, а затем
они могут проиграть на выборах, их могут свергнуть или даже убить. И хотя
изменения, влияющие на нашу карьеру, вероятно, не столь драматичны, суть
их одна и та же. Даже самого близкого человека теряем.
Ничто не вечно. Мы появились на свет, выросли, пошли в школу, повзрослели
и рано или поздно умрем. Наша жизнь укорачивается с каждой минутой, и
с этим ничего нельзя поделать. Когда приходить смерть, мы расстаемся со
всеми друзьями и семьей, со своим имуществом и собственностью. Бояться
этих перемен или приходить от них в уныние, значит не иметь позитивного
отношения к непостоянству. Нам следует признать, что подобные изменения
неизбежны, и принять решение прожить оставшуюся жизнь более достойно,
проявляя сострадание к другим. Более того, осознание того, что и остальных
ждет такая же судьба, побуждает нас с большей добротой относиться к тем,
с кем мы вместе живем и работаем.
Часто люди неправильно понимают истинный смысл закона непостоянства. Мы
можем полагать, например, что из-за того, что все преходяще, наша работа
или карьера ничего не стоять и лучше отказаться от них. Но это будет ложное
толкование, использование истины в качестве предлога для праздности или
просто для того, чтобы отвернуться от своих проблем. Точно так же, если
заняться
работой мы подумаем: "Я не стану этого делать, потому что могу завтра
умереть", то результатом станет только лень, а не развитие нашего
понимания.
Сейчас многие молодые люди считают, что получать образование утомительно
и скучно, и случайно сталкиваясь с учением о непостоянстве, находят в
нём оправдание своему нежеланию учиться. Но из закона непостоянства вовсе
не следует, что мы не должны учиться или работать. А чтобы понять о том,
что все меняется. Хотя нам нравится думать, что мы будем жить вечно, но
честно и серьезно посмотрев на действительность, мы ясно увидим, изменяемся
мы сами и не вечны, что завтра может оказаться слишком поздно. Поэтому
не только думать о себе, также приносить людям пользу. Чем больше мы приносим
пользу людям, вот наше счастье и смысл жизни.
Ренат
Матыев
|
|
|
Стажер 1 группы ИЦ "Бирлик" С
28-29 мая 2005г. Общество Инвалидов с Детства "Возрождение",
представительство Сибирской сети поддержки общественных инициатив (МОФ
СЦПОИ) провели семинар на тему "Мобилизация ресурсов для решения
проблем местного сообщества" в с. Майма в уютной гостинице "Южный
остров". Участниками семинара были представители Майминской сельской
администрации, районные общественные организации, общины коренных малочисленных
народов Республики Алтай, социальные педагоги.
В первый день участники ознакомились с понятием "местное сообщество",
проанализировали ситуацию в современном обществе, узнали с помощью каких
механизмов возможно разрешить некоторые проблемы, ознакомились с темой
- "Стратегическое планирование для мобилизации ресурсов". Из
этой лекции подробно рассмотрели этапы стратегического планирования организации.
Во второй день рассмотрели технологии социального партнерства, как мобилизация
ресурсов, инструменты построения внешних связей, построение отношений
с властью, бизнесом и СМИ. Особенно мне понравились игровые методы проведения
семинара, работы в группах, с помощью которых материал осваивается легко
и быстро. Мне как члену общины коренных народов раздаточные документы
пригодятся в дальнейшей работе общины.
Марина Конунова
|
Как связаться с нами
|
|
Офис Центра находится
по адресу:
г. Горно-Алтайск,
пр. Коммунистический, 31-15.
Тел/факс: (838822) 2-57-38
Для писем: 649000, Республика Алтай,
г. Горно-Алтайск, а/я 10.
Двери центра открыты для всех,
кто хочет получать информацию и сотрудничать с нами.
Информационный центр публикует все статьи
независимо от того совпадает ли точка зрения Центра с мнением автора и
не несет ответственности за достоверность публикуемой информации. Эту
ответственность несет автор.
При перепечатке материалов ссылка
на ИЦ КН РА "Бирлик" обязательна.
Более подробную информацию о проекте NPIR в России можно получить у руководителей
проекта: координатора Гульвайры Шерматовой по тел.: (3854) 30-33-43, факс
(3854) 30-33-10, E-mail:arook@mail.biysk.ru; indigenous@mail.gorny.ru.
Вся информация будет размещена в сети Интернет на сайте проекта организации:
www.indigenous.ru
|
Copyright © Льыоравэтльан Все права защищены. Опубликовано на: 2006-09-18 (10943 Прочтено) [ Вернуться назад ] |