Мы, делегаты III съезда финно-угорских народов Российской Федерации, заслушав доклад Исполнительного комитета Общероссийского общественного движения "Ассоциация финно-угорских народов РФ" и выступления делегатов и участников Съезда, констатируем...
o После II съезда финно-угорских народов Российской Федерации, состоявшегося в 1995 году в Кудымкаре (Коми-Пермяцкий автономный округ), работа Ассоциации финно-угорских народов практически прекратилась. Это было связано, прежде всего, с активной работой международного Консультативного комитета финно-угорских народов, организующего, совместно с органами власти финно-угорских регионов России, реализацию программ финно-угорских стран - Финляндии, Венгрии и Эстонии по поддержке в России родственных народов, содействующих развитию их языка и культуры, укреплению сотрудничества между всеми финно-угорскими народами;
o В последние годы стали проявляться негативные тенденции к излишней централизации властных полномочий. При признании в Конституции РФ права народов на самоопределение, однозначно трактуемого в международном праве как "права свободно устанавливать свой политический статус и свободно обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие", политические реформы последнего времени ведут к формированию механизмов "управляемой" демократии, усилению роли партий в создании федеральных и региональных структур власти. Такая политика, при отсутствии в настоящее время правовых механизмов, обеспечивающих достойное представительство коренных народов и национальных меньшинств в выборных органах власти, значительно сократила возможность эффективного участия представителей финно-угорских народов в структурах власти, их влияния на решения, принимаемые органами власти и управления на всех уровнях;
o Продекларированная в этих условиях на федеральном уровне задача формирования общероссийской идентичности как основы для консолидации многонационального народа России в единую политическую нацию была воспринята частью политической элиты как сигнал для устранения этничности из всех сфер общественной жизни страны. Это отразилось:
- в принятии федеральной властью решений, лишающих общественные объединения народов права выдвигать напрямую своих кандидатов в выборные органы, что ограничивает возможности защиты этнических меньшинств политическим методами;
- на праве, предусмотренным Конституцией РФ, на указание своей национальной принадлежности в документах, удостоверяющих личность;
- на сокращении показателей в государственной статистике в этническом разрезе;
- в упразднении федерального органа власти, ответственного за реализацию Концепции Государственной национальной политики РФ и действующего законодательства по защите коренных народов и национальных меньшинств;
- в присоединении ряда автономных округов, созданных в 1930-е годы с целью содействия национальному развитию малочисленных коренных народов, к более крупным административным образованиям без четко определенных гарантий вновь созданными субъектами федерации по выполнению конституционных обязательств по сохранению и развитию их языков и культур;
o Все вышеперечисленное значительно подорвало складывавшуюся систему государственного регулирования межнациональных отношений, необходимость которой объективно обусловлена многонациональным характером российского государства. Это послужило основанием для ликвидации структур, ответственных за государственную национальную политику в некоторых регионах проживания финно-угорских народов, переориентации их деятельности на организацию национальных праздников и формальную поддержку существующих на местах лояльных власти национально-культурных организаций, оставляя без внимания социально-экономическое развитие мест их традиционного проживания в интересах развития местных сообществ;
o Положение финно-угорских народов, являющихся меньшинствами на территориях своего исконного проживания, стало во многом зависимым от установок на национальную политику региональных властей и используемых ими методов по её реализации и активности общественных организаций, выступающих в защиту интересов финно-угорских народов. Это подрывает конституционный принцип равенства прав народов России, создавая ситуацию фактического неравенства в реализации законных этнокультурных потребностей как между разностатусными народами и этническими меньшинствами, так и между группами одного народа, проживающими в различных регионах. Наиболее уязвимыми в такой ситуации оказались некоторые малочисленные народы, не имеющие возможностей для самосохранения этнической общности собственными усилиями и каких-либо механизмов защиты своих интересов во властных структурах всех уровней;
o В связи с этим, перед финно-угорской общественностью встала настоятельная необходимость собрать настоящий Съезд представителей финно-угорских народов для обсуждения сложившихся проблем и поиска адекватных путей их решения, требующих усиления координации между российскими региональными общественными организациями и объединениями, выступающим за соблюдение прав и свобод финно-угорских народов, усиления их взаимодействия с федеральными и региональными органами власти.
Обсудив и проанализировав сложившуюся ситуацию, съезд решил:
1. Активизировать работу Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации с целью защиты прав и интересов народов и этнических меньшинств России; привлекать для работы в Ассоциации представителей молодежи;
2. Поддержать инициативу по организации при Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации общественного экспертного Совета из представителей научной интеллигенции финно-угорских народов для подготовки научных заключений о состоянии межнациональных отношений в финно-угорских регионах России, определения факторов, оказывающих негативное влияние на этническое развитие финно-угорских народов и вызывающих сокращение их численности. Информировать широкую общественность, представителей власти об итогах исследований и рекомендациях по предотвращению депопуляции финно-угорских народов;
3. Развивать дальнейшее сотрудничество с международными и российскими организациями, в том числе с неправительственными, деятельность которых содействует этническому развитию финно-угорских народов, укреплению сотрудничества между родственными народами, защите их законных интересов;
4. Предложить свою кандидатуру от Ассоциации в состав Общественной палаты РФ и в состав Национального комитета по подготовке и проведению Второго десятилетия коренных народов мира, объявленного ООН на 2005-2015 г.;
5. Инициировать диалог со всеми заинтересованными сторонами на предмет урегулирования вопросов оценки и возмещения ущерба исконной среде обитания и традиционному образу жизни, вызванного промышленным освоением природных ресурсов;
6. Рассмотреть возможность издания общероссийской финно-угорской газеты;
7. В течение месяца разработать план действий на период 2005-2008 гг., исходя из решений и предложений делегатов съезда.
Рекомендовать Правительству РФ и органам государственной власти и управления субъектов РФ:
1. Внести в Государственную Думу проекты федеральных Законов:
"Об уполномоченном по правам народов РФ";
"О ратификации Европейской хартии региональных языков и языков меньшинств" Совета Европы, подписанной Правительством России 10 мая 2001года;
"О статусе представительных органов народов РФ";
а также поправки, вводящую понятие "коренные народы"; изменяющую статус "малочисленных" коренных народов, ограничивающуюся численностью не более 50 тыс. человек; поправки в Закон РФ "Об общественных объединениях".
2. В целях усиления государственного регулирования межнациональных отношений создать федеральный орган исполнительной власти по федеративной политике и межнациональным отношениям, соответственно укрепив его квалифицированными кадрами, в т.ч. представителями субъектов Российской Федерации;
3. Восстановить строку в бюджете РФ "Государственная национальная политика". Учитывая, что значительная часть финно-угорского населения России проживает за пределами своих национально-государственных и национально-территориальных образований, предусматривать в бюджете страны целевые средства для поддержания и развития культур, языков и традиций финно-угорских народов через федеральные целевые программы профильных органов исполнительной власти;
4. Поручить Министерству регионального развития РФ:
- организовать с участием национальных общественных организаций мониторинг по выполнению действующего федерального и регионального законодательства по отношению к коренным народам, соблюдение прав на уровне международных стандартов;
- подготовить, при участии Исполнительного комитета Общероссийского общественного движения "Ассоциация финно-угорских народов РФ", целевую федеральную программу "Национально-культурное развитие финно-угорских народов Российской Федерации";
- оценить ход реформы местного самоуправления, итоги так называемой оптимизации финансирования бюджетных учреждений, с целью не допустить ликвидации малокомплектных школ в местах традиционного проживания финно-угорских народов;
- разработать механизм диалога между коренными народами и заинтересованными сторонами с целью подготовки программ экономического развития регионов, проведения государственных и общественных экологических и этнологических экспертиз, предусматривающих, в том числе вопросы занятости в традиционных отраслях хозяйствования и развития сельскохозяйственного производства;
5. Поручить Министерству образования РФ, совместно с общественными национальными организациями финно-угорских народов и научной общественностью, обсудить Концепцию модернизации образования с целью определить ее влияние на положение языков народов, которые вследствие быстрой ассимиляции могут в настоящее время изучаться в рамках школьной программы, лишь как предмет, а также в тех поселениях, где изучение родного языка на настоящий момент не ведется;
6. Поручить Министерству культуры и массовых коммуникаций РФ:
- рассмотреть вопрос об увеличении сетки теле- и радиовещания ВГТРК на национальных языках;
- информировать о работе по созданию Единого свода культурного наследия финно-угорских и самодийских народов, к работе над которым, по заявлению руководителя делегации Российской Федерации на IV Всемирном Конгрессе финно-угорских народов, приступило Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
7. Поручить Государственному комитету по статистике возобновить ежегодный статистический учет социально-экономических и демографических показателей для финно-угорских народов и этнических групп, находящихся в стадии депопуляции.
14 октября 2005 года, г. Москва