Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Доклад Министра сельского хозяйства А.Гордеева 1 декабря 2005 года на заседании Правительства Российской Федерации по вопросу "О с

Мир коренных народовРыбохозяйственный комплекс всегда играл важную роль в продовольственном обеспечении страны. Наиболее динамичный период его развития пришелся на 80-е годы 20-го века, когда ежегодные уловы СССР достигали 11,4 млн. тонн. В то время динамично развивавшийся рыбохозяйственный комплекс страны позволил нам прочно занять лидирующее положение в мировом рыболовстве, поочередно деля первое место с Японией.

К середине 80 годов ежегодное среднедушевое потребление рыбных продуктов в СССР достигло 22 кг, что соответствует уровню, рекомендованному медицинской наукой. Лидерство СССР в рыбной отрасли обеспечивалось: за счет быстрого развития морского экспедиционного промысла, дававшего до 75 % вылова, который вели практически во всех районах Мирового океана, включая приантарктические моря, и за счет высоких темпов строительства и обновления океанического рыбодобывающего флота, а также развития береговой рыбопереработки и централизованной системой управления всей отраслью.

В силу ужесточения международных правил, последовавших за принятием Конвенции ООН по морскому праву в 1982 году, а также раздробления и дезинтеграции целостного рыбохозяйственного комплекса, в начале 90-х годов в России началось ежегодное уменьшение вылова водных биоресурсов.

Современный вылов России сопоставим с уровнем добычи 60-х годов 20 века.

Результат: среднегодовое потребление рыбопродукции на душу населения снизилось до 10,5 кг, что в 2 раза ниже рекомендованной нормы и уровня середины 80-х годов.

Если в настоящее время рыбохозяйственный комплекс России представлен почти 5 тысячами предприятий, то в советское время основной объем вылова и переработки обеспечивало всего 50 крупных организаций. Замечу, что каждая из них имела не менее 50 единиц океанического флота. Сейчас одна российская компания имеет в среднем 2-3 судна, и это, очевидно, не позволяет ни государству, ни бизнесу эффективно управлять и осваивать биоресурсы.

Говоря о положении дел в настоящее время, то по нашим оценкам, и в самой отрасли, и в запасах водных биоресурсов, ситуация сложная.

До сих пор остается нерешенным целый ряд проблем. Поэтому кардинально исправить ситуацию возможно реализовав комплекс мер направленных на совершенствование системы государственного управления деятельностью рыбохозяйственного комплекса и запасами водных биоресурсов.

Сегодняшний вопрос повестки дня заседания Правительства инициирован Минсельхозом России, с тем, чтобы открыто обсудить назревшие проблемы, консолидировать работу всех заинтересованных министерств и ведомств, и, в кратчайшие сроки, внести в Правительство предложения по их последовательному решению.

В этих целях Министерство, Федеральное агенство по рыболовству и Россельхознадзор совместно с руководителями субъектов Российской Федерации и представителями отрасли провели ряд выездных совещаний, а также заседание Правительственной Комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса с участием руководства МВД и ФСБ и выявили следующие основные проблемы функционирования рыбохозяйственного комплекса:

1. Низкая экономическая эффективность хозяйствующих субъектов отрасли, их слабая конкурентоспособность и отсутствие инвестиционной привлекательности рыбохозяйственного комплекса.

2. Недостаточная эффективность государственного контроля за использованием водных биоресурсов, и как следствие - высокий уровень браконьерского промысла в водах России, нелегального оборота рыбопродукции и ее контрабандного вывоза за рубеж.

3. Сложившийся дисбаланс между установленными объемами вылова водных биоресурсов и производственными мощностями для их изъятия.

Например, в настоящее время в целом промысловые возможности российских судов, оборудованных для промысла краба, минтая, трески и других ценных объектов в несколько раз превышают официально установленные объемы допустимого вылова этих биоресурсов.

4. Высокая степень износа основных производственных фондов, главным образом промыслового флота.

Справочно: Более 65 % общего количества судов находятся в эксплуатации сверх нормативного периода - это вопрос и безопасности.

5. Низкое финансовое и техническое обеспечение российской рыбохозяйственной науки, в том числе современными научно-исследовательскими судами.

6. Не отвечающая современным требованиям система регулирования водных биоресурсов, их промысла и оборота продукции. И как одно из следствий недостаточная эффективность освоение биоресурсов.

Справочно: Из общего объема ОДУ - это 3,4 млн. тонн, осваивается только 2,5 млн. тонн, что составляет 60%. Полностью осваивается ОДУ только по 35 видам наиболее ценных объектов из 250.

7. Низкий технологический уровень переработки биоресурсов, отсутствие прогнозируемых поставок сырья на береговые рыбоперерабатывающие предприятия, сырьевая направленность и неупорядоченность российского экспорта рыбопродукции.

Справочно: В 2004 году за рубеж официально вывезено 1,3 млн. тонн рыбопродукции, в основном с низкой степенью переработки.

8. Слабое развитие аквакультуры в России на фоне высокой динамики ее роста в мире.

9. Неэффективная система взаимодействия федерального центра с субъектами Российской Федерации по управлению водными биологическими ресурсами и организации работы рыбохозяйственного комплекса.

Как пример, у Федерального агенства по рыболовству отсутствуют территориальные органы, что не позволяет ему в полном объеме осуществлять возложенные на него функции.

Проанализировав вышеизложенные проблемы, полагаем необходимым реализовать следующие меры, направленные на совершенствование государственного управления использования водных биоресурсов.

Изменения нормативно правовой базы

Принятие в декабре прошлого года Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" явилось первым важным шагом на этом пути. Однако начальная практика применения данного закона выявила ряд проблем, требующих его корректировки. Так, например, управление развитием прибрежного рыболовства в регионах необходимо осуществлять на основе дифференцированного подхода с учетом их природных условий и степени развития социально-экономической инфраструктуры. В этой связи предлагается внести изменения в соответствующие статьи закона, закрепляющие за Минсельхозом России функции установления, на основе предложений Федерального агенства по рыболовству и субъектов Российской Федерации, зон прибрежного рыболовства с учетом конкретной специфики.

За пределами данных зон, где развитие прибрежного рыболовства нецелесообразно, следует узаконить промысел водных биоресурсов в территориальном море экспедиционным флотом. Также в законе следует установить механизм оборота долей, определяющий объективные рыночные цены при переходе права на пользование водными биоресурсами от одних хозяйствующих субъектов к другим.

Это позволит сделать процедуру прозрачной с последующей уплатой всех необходимых налогов. Кроме того, необходимо уточнить законодательные нормы по изъятию долей у недобросовестных пользователей и процедуре дальнейшей их реализации. Предлагается также внести поправки в соответствующие статьи закона, предусматривающие поэтапный, начиная с 2009 года, переход на долговременное, до 25 лет, закрепление долей промышленных квот за российскими пользователями с соответствующей разбивкой по промысловым судам, находящимся в собственности российских рыбаков, как это сделано, например, в Исландии и в Норвегии.

С целью повышения экономической эффективности деятельности многочисленных пользователей водных биологических ресурсов, включая их экспортную деятельность, предлагается законодательно закрепить и поднять роль и ответственность отраслевых ассоциаций рыбаков и рыбопереработчиков, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это важнейший вопрос консолидации отрасли.

Особо важным является безотлагательное принятие закона "О государственном регулировании оборота осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру". Необходимо кардинально решить эту проблему и ввести государственную монополию на оптовый оборот осетровых видов рыб и их икры.

Именно незаконный оборот и переработка осетровых являются экономической базой браконьерства, масштабы которого таковы, что приводят к невосполнимой потере этих ценнейших видов рыб, являющихся национальным достоянием России, и утерей страной своей позиции на мировом рынке.

В этой связи также необходимо принятие поправки в закон "О животном мире", предусмотрев обязательную утилизацию конфиската осетровых рыб и икры, при невозможности возврата их в естественную среду обитания.

По этой проблеме есть отдельное поручение Президента России на обращение главы администрации Астраханской области. Минсельхоз России активно поддерживает инициативу губернатора, и уже направил на согласование в Минприроды России проект такой поправки. Аналогичные предложения готовятся совместно с субъектами Дальневосточного региона по тихоокеанским лососям. Исходя из особенностей биологии лососевых, предлагается оптимизировать их промысел по следующему принципу: локальному стаду лососей должен соответствовать один пользователь (юридическое лицо или их ассоциация), который будет осуществлять промышленный лов, а также комплекс других мероприятий по сохранению и воспроизводству.

Необходимо внести соответствующие поправки в Федеральный закон "О концессионных соглашениях".

Кроме того, практика показала целесообразность передачи оперативного регулирования вылова лососей по факту заполнения нерестилищ, субъектам Российской Федерации по согласованию с Минсельхозом и Минприродой и, безусловно, основываясь на официальных данных рыбохозяйственной науки.

Серьезным сдерживающим фактором современной системы государственного управления использования водных биологических ресурсов является чрезмерное зарегулирование вылова малорентабельных видов водных биоресурсов. Это приводит сегодня к тому, что из 250 квотируемых объектов промысла, лишь по 35 высоколиквидным освоение достигает более 50% установленных общедопустимых уловов (ОДУ). В целом общий недолов водных биоресурсов только в водах Российской Федерации ежегодно составляет около 1,5 млн. тонн. Справочно: Норвегия определяет ОДУ для 10 объектов из 75 разрешенных к промыслу, а Япония - для 12 из почти 700 разрешенных, Китай - для 15 из более чем 1000 разрешенных.

Для решения проблемы предлагаем законодательно закрепить за Минсельхозом России по согласованию с Минприроды России функцию определения перечня объектов промысла, по которым устанавливается ОДУ.

По малорентабельным видам биоресурсов не включенным в ОДУ возможно использование других законодательно закрепленных мер регулирования промысла.

Это - заявительный принцип участия, установление сроков промысла, установление районов промысла, установление орудий лова и иные меры регулирования.

Важнейшей задачей, влияющей на сокращение вывоза рыбопродукции за рубеж, является создание благоприятных условий для сдачи рыбопродукции на российский берег.

Прежде всего, речь идет о кардинальном упрощении порядка оформления захода-выхода судов в порты, сокращение портовых расходов, создание условий для развития системы оптовой торговли.

Всего один факт: на одно судно приходится 27 представителей проверяющих разных ведомств, при этом оформление растягивается до трех суток и более. В то время как в соседней Норвегии эта процедура занимает 20 минут и носит уведомительный характер. В связи с этим, давно назрела необходимость внесения соответствующих изменений и дополнений в закон "О государственной границе Российской Федерации", "Таможенный кодекс Российской Федерации" и в ряд других нормативных актов.

Соответствующие законопроекты разработаны, согласованны и в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации и символично, что сегодня в повестке дня они тоже рассматриваются на заседании Правительства Российской Федерации следующим вопросом.

Бюджетная политика

Как я уже сказал, одной из серьезных проблем рыбохозяйственной отрасли является значительный уровень физического износа основных производственных фондов, в особенности флота. К сожалению, привлечение на приемлемых условиях кредитов в коммерческих банках недоступно для большинства организаций отрасли.

Решением данной проблемы может стать развитие при поддержке государства системы лизинга рыбопромысловых судов, а также орудий лова, перерабатывающего оборудования. Такой опыт есть в сельском хозяйстве и авиационном транспорте России.

Назрела необходимость введения субсидирования части процентных ставок по кредитам, используемым рыболовецкими организациями для приобретения топлива, так как затраты на топливо за последние два года в себестоимости продукции выросли более чем вдвое.

Свежий пример. Для решения аналогичной проблемы на днях Испания ввела дотирование топлива для своих рыбаков.

Основным элементом для рационального использования водных биоресурсов является научное обеспечение деятельности рыбохозяйственного комплекса.

Рыбохозяйственная отрасль имеет исторически сложившуюся систему научно-исследовательских институтов, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству.

Однако современная система финансового обеспечения их деятельности неэффективна. В том числе из-за этой проблемы научно-исследовательские институты, работающие на заказы государства, были вынуждены преобразоваться в ГУПы.

Предлагается, начиная с 2007 года осуществлять финансирование научных программ и исследований в полном объеме за счет бюджетных средств и отказаться от использования практики выдачи "научных" квот для обеспечения деятельности институтов, как от вредного и суррогатного механизма.

Особо следует остановиться на вопросах стимулирования развития аквакультуры в Российской Федерации. В настоящее время аквакультура является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. По данным Всемирной продовольственной организации (ФАО) в годовое производство аквакультуры составило 51 млн. тонн, с суммарной стоимостью продукции 60 млрд. долларов США. В России же мы производим около 110 тыс. тонн в год (всего около 3% в общем объеме вылова), занимаясь практически монокультурой - карпом.

Совместно с Минэкономразвития, Минсельхоз занят разработкой проекта ФЦП "Повышение эффективности развития ресурсного потенциала сельского хозяйства", включающей в себя подпрограмму "Развитие аквакультуры".

При условии соответствующей государственной политики производство продукции аквакультуры в России может быть быстро увеличено в несколько раз.

Налоговая политика

В 2004 году вступили в силу изменения и дополнения в "Налоговый кодекс Российской Федерации" в части установления ставок сбора за пользование водными биоресурсами. Однако, как показала практика, величины данных ставок во многих случаях оказались завышенными, а система администрирования формальной.

Поддерживаем предложения практически всех прибрежных субъектов Российской Федерации об уменьшении данных ставок сбора на водные биоресурсы при осуществлении прибрежного рыболовства.

Минфину России совместно с Минсельхозом необходимо решить вопрос об оптимизации администрирования уплаты ставок сбора за водные биоресурсы рыбохозяйственными организациями.

Совершенствование охраны водных биоресурсов и контроля рыболовства

Как известно острейшей проблемой является незаконный промысел водных биоресурсов, их теневой оборот и контрабандный вывоз за рубеж.

Под прессом постоянного хищнического промысла находятся такие ценные объекты как осетровые и лососевые породы рыб, крабы, минтай, морские ежи, треска и другие виды.

Следует признать, что сложившаяся система охраны морских водных биоресурсов, к сожалению, не принесла желаемых результатов. Шестилетний опыт показал, что состояние запасов продолжает ухудшаться.

Для решения данной проблемы предлагается рассмотреть вопрос на первом этапе о возложении функций координации охраны и государственного контроля использования всех водных биологических ресурсов, а также среды их обитания в масштабах всей страны - на единый федеральный орган исполнительной власти, и предоставить право оперативной координации губернаторам.

На втором этапе, с учетом имеющегося опыта, необходимо создать единый федеральный орган, отвечающий за контроль и надзор в этой области.

Именно такая система успешно действует в ряде рыболовных государств, таких как Норвегия, Швеция, США, Канада.

Также для эффективной реализации данной функции предлагаем внести изменения в Административный и Уголовный кодексы Российской Федерации в части ужесточения санкций за правонарушения и преступления в сфере рыболовства и оборота продукции. На сегодняшний день только на внутренних водоемах России выявляется в год 230 тысяч правонарушений, 5 тысяч дел поступает в следственные органы и только 30% из них доходит до суда. Наказание в основном - небольшие денежные штрафы.

В целях повышения эффективности борьбы с нелегальным промыслом и незаконным вывозом рыбопродукции необходимо законодательно придать статус доказательной базы информации, полученной системой отраслевого мониторинга за деятельностью промысловых судов, путем внесения соответствующих изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в другие нормативные акты.

Одной из предпосылок браконьерства является дисбаланс между объемами допустимого улова водных биоресурсов и производственными мощностями для их изъятия.

Необходимо принятие мер, предусматривающих введение ограничений на эксплуатацию физически изношенного, морально устаревшего и неэффективного рыбопромыслового флота, а также запрещение использования при промысле водных биоресурсов на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации судов, находящихся в собственности нерезидентов Российской Федерации, за исключением судов, ведущих промысел в соответствии с международными договорами.

Международная деятельность

Большое значение для российского рыбопромыслового флота в конвенционных и открытых районах Мирового океана, а также в экономических зонах иностранных государств имеет поддержание и развитие международных связей.

В настоящее время фактический вылов в этих районах около 1 млн. тонн, что составляет около 30% от вылова в российской зоне.

В перспективе возможно увеличение вылова до 3-4 млн. тонн. Сейчас действует более 40 двухсторонних комиссий в области рыболовства. Кроме того, Россия член 12 международных рыбохозяйственных организаций, а также имеет статус наблюдателя комитета Всемирной продовольственной организации (ФАО) по рыболовству.

В ходе многократного реформирования федерального органа исполнительной власти по рыболовству эта важнейшая деятельность была существенно ослаблена, чем воспользовались наши зарубежные конкуренты.

Необходимо кардинально усилить деятельность в этом направлении с целью создания благоприятных условий работы наших рыбаков и реализации национальных интересов в области морской деятельности, скоординировав работу Минсельхоза, МИД, Минэкономразвития и других ведомств.

Создание территориальных органов Росрыболовства

Значительное количество функций, возложенных на Росрыболовство необходимо осуществлять в практическом плане "на местах", в условиях совместной и оперативной работы с администрациями субъектов Российской Федерации. Поэтому целесообразно в ближайшее время создать территориальные органы Федерального агентства по рыболовству, имея в виду бассейновый принцип.

Предлагается: Создать бассейновые управления Федерального агентства по рыболовству путем выделения необходимой численности (1300 человек) и имущества из состава федеральных государственных учреждений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, находящихся в ведении Росрыболовства, а также в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Создание территориальных органов Федерального агенства по рыболовству позволит в полном объеме выполнять возложенные на Агентство функции и сформировать эффективную систему бассейнового управления.

Это позволит создать оптимальную систему взаимодействия органов государственной власти федерального центра и субъектов Российской Федерации.

При этом мы понимаем, что для повышения эффективности работы необходимо делегировать регионам ряд полномочий по управлению водными биоресурсами и рыбохозяйственным комплексом в части прибрежного рыболовства и в тех внутренних замкнутых водоемах, которые целиком расположены в данном регионе.

Завершая доклад, говоря о серьезных проблемах, хочу сказать и о позитивных тенденциях. Можно с удовлетворением доложить, что за неполные два года удалось достичь положительной динамики. Так 2004 год стал первым за долгое время прибыльным для отрасли.

Удалось подготовить необходимую нормативную базу для того, чтобы рыбаки в 2005 году вышли в море вовремя, не опоздав к началу путины.

На сегодняшний день объем добычи водных биоресурсов вырос на 15%, производство товарной пищевой продукции на 16%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Впервые за 15 лет без сбоев прошла сложная во всех отношениях лососевая путина на Дальнем Востоке. Получен рекордный вылов - 261 тыс. тонн.

Таким образом, меры принятые Правительством России, Минсельхозом, Росрыболовством, Россельхознадзором и поддержанные субъектами Российской Федерации оказались эффективными, что создает все условия для возрождения отрасли.

Возвращаясь к предложенным мерам, то по нашим оценкам, их реализация позволит достичь к 2010 году следующих результатов деятельности рыбохозяйственного комплекса.

Повышение эффективности работы рыбохозяйственного комплекса будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности России, социально-экономической стабильности прибрежных регионов, устойчивому снабжению населения рыбопродукцией по доступным ценам, сохранению и воспроизводству запасов водных биоресурсов, повышению роли и авторитета России в использовании ресурсов Мирового океана.

Правительсво Российской Федерации, пресс-центр, официальная хроника.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com