Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Ещё раз о земле и людях.

Мир коренных народовОсенью 2004г. Галина Николаевна Погудалова, депутат Законодательного Собрания Республики Карелия, рассказывала о том, с какими обращениями из Вепсской национальной волости ей приходится чаще всего встречаться. Часто люди просят её вкрутить лампочку в фонарь около дома, отремонтировать мостик через канаву или яму на дороге закопать.

- Бывало, что я лично что-то ремонтировала или закапывала, - рассказывала Галина Николаевна.

Откуда такая беспомощность? Почему люди перестали испытывать чувство хозяина, который сам может решить вопросы, связанные с его жизнью?

Принято считать, что при развитии территории, происходит развитие народа, живущего на данной территории. Но на практике одно заменяет другое. И именно развитие территории приводит к полному уничтожению этого самого народа. Крупные по численности этносы не ощущают на себе катастрофичность развития промышленности. Ведь из одного региона можно перевести людей в другой. На развитие языка и культуры такое вмешательство не окажет решающего значения. Но, когда превращается в зону промышленного освоения место проживания малочисленного народа, то ни о каком развитии языка и культуры уже говорить не приходится. Одному Богу известно, как получилось, что большинство природных ресурсов нашей страны оказалось на территории проживания коренных малочисленных народов. В XX веке началось бурное промышленное освоение таких земель. Так вепсский народ, веками живший в этих местах, начал своё исчезновение. Процесс освоения территорий был столь стремителен, что люди не успевали понять, что происходит. Сегодняшние пенсионеры начинали свои жизни в деревнях, среди соплеменников, где старики доживали век в окружении многочисленного потомства, дети сызмальства обучались ремёслам, игрались свадьбы, звучал родной язык. Теперь старшее поколение коренных народов влачит жалкое существование, доживая, как правило, в одиночестве. Свадьба в деревне - событие очень редкое, что и не удивительно. Население деревень сократилось. Многотысячные деревни исчезли с лица земли. Теперешние жители уцелевших населённых пунктов представляют из себя набор алкоголиков, продавших квартиры в городах, промышляющих случайными заработками и воровством в деревне, немногочисленную сельскую интеллигенцию и рабочих-сезонников.

Как же это случилось?

В 1936 году в Советском Союзе состоялась перепись населения. По данным этой переписи в Шелтозерско-Бережном уезде (административная единица, соответствовавшая теперешней Вепсской национальной волости) проживало 10 000 человек. 99% - вепсы. Образование в школах дети получали на родном вепсском языке.

В 1937 году, в период сталинских репрессий, было запрещено обучение на родном языке, сжигались книги, репрессии обрушились на головы национальной интеллигенции. В годы Великой отечественной войны земля вепсов находилась в финской оккупации. Около трёх лет обучение в школах велось на финском языке, но развитие вепсского языка имело поддержку. В эти годы финские исследователи проводили изучение языка, фольклорных традиций, обычаев жизни вепсского народа. После окончания войны эти труды были опубликованы в Финляндии. И сегодня работы финских учёных военных лет имеют важное значение для будущего вепсов. С 1950 года началась насильственная ассимиляция. Конечно, цель была политическая. Для того, чтобы у Финляндии не оставалось претензий к Советскому Союзу относительно судьбы родственного народа, этот народ должен был перестать существовать. И со всех концов необъятного Советского Союза съехались молодые добровольцы для работы в лесных посёлках. Освоение лесосек начиналось непосредственно с улиц деревень. Так, первыми лесовозами были вывезены деревья, что росли в центе села Шокша. На дверях домов появились замки - началось воровство. Молодёжь 50-х годов была первым поколением вепсского народа, покидавшим родную землю в полном составе. Оставшиеся очень скоро ощутили себя национальным меньшинством. Этому процессу способствовала проводимая в те годы политика уничтожения "неперспективных деревень". В течение нескольких лет десятки, а может, и сотни вепсских деревень исчезли с лица земли. Право на существование получили только интересные с промышленной точки зрения деревни. Именно туда направлялись потоки добровольцев поднимать "отсталый народ". Лесовозы, полные леса, машины, гружённые камнем… Всё это продолжает вывозиться с земли вепсов. Меняется только темп. Сегодня движение машин идёт без остановки.

2003 год. Приём министра лесопромышленного комплекса Республики Карелия Пономарёва Ю.И. Он охотно объясняет, что нет никаких причин для беспокойства. Стране нужен лес, на территории Вепсской национальной волости его много. И вообще, сегодня вырублено только 50% того, что "они хотят рубить". На вопрос, как же может происходить развитие народа, сохранение языка, когда представителям самого народа нет возможности жить дома из-за того, что территория превращается в промышленную зону - вырубается весь лес, а на месте вырубок вырастают, как грибы, камнедобывающие и камнеобробатывающие заводы, на которых работают исключительно приезжие? Министр улыбается и отвечает, что размер налогов с волости превзошёл все ожидания. Сегодня по уровню экономического развития именно Вепсская национальная волость находится на первом месте в Карелии.

Так что же с народом?

В апреле 2003 года в Петрозаводске состоялся конкурс красоты среди вепсских девушек. Выпускница Шелтозерской школы говорит, что приняла бы участие в конкурсе, но одна идти стесняется.

- Позови кого-нибудь из подружек, одноклассниц! Идите вместе!
- Я кроме самой себя не знаю других девушек-вепсов. В моём классе все были приезжими.
А что же сегодня?

Глава местного самоуправления А. Ю.Коваль ведёт переговоры по поводу сдачи в аренду на 49 лет участка на берегу Онежского озера 10га., места традиционного отдыха населения. В настоящее время на территории вепсской национальной волости имеют "своих хозяев" такие деревни, как Залесье, Кушлега, Яшезеро, Брусно, Пристань. Теперь решается вопрос о передаче в чужие руки "Жемчужины" земли вепсов. Люди говорят, что следующим объектом продажи станут кладбища.

13 февраля в Доме культуры села Шелтозеро состоялось собрание жителей. В зале не было свободных мест. Люди говорили, что в последний раз столько народу собиралось в клубе, когда в период антиалкогольной компании, выдавали талоны на водку.

Обсуждался вопрос о том, как получилось, что А.Ю.Коваль, без ведома сельской администрации, без информирования населения, единолично принял такое решение?

Сам А.Ю.Коваль и его заместитель С.Г.Тимошенко, к сожалению, не присутствовали, несмотря на то, что были приглашены. Зато подъехал В.Н. Лесонен, тот самый предприниматель. Он сообщил о себе, что является директором АНО "МСО "ПАРТНЕРСТВО" и представляет интересы ГУ "Информационного туристского центра Республики Карелия".

- Я не депутат, ни какой не кандидат. Я отвечаю за все свои слова. Уже состоялся предварительный акт рассмотрения участка. Да, нам нужен большой участок! Там будет сделано место парковки автомобилям, будет дренирование болота, пункт проката инвентаря, ресторан. Из 28 рабочих мест, 12 предоставим местным жителям.

В ходе собрания выяснилось, что переговоры с руководством подкреплялись перечислением значительных сумм уже с июля 2004 года.

Присутствующие в зале обратили внимание на то, что помощник Вадима Николаевича снимал на камеру каждое его слово, но не других выступающих. Ведь не для просмотра в кругу семьи велись такие странные съемки. Перед кем нужно отчитаться за проделанную работу? В №42 газеты "Прионежье" от 3 декабря 2004г. было опубликовано интервью с Главой вепсской национальной волости, где он, останавливаясь на вопросе о дальнейшем трудоустройстве жителей села, сообщил, что "…создаются условия для развития туризма. В стадии разработки три проекта туристического бизнеса. Ещё 30-40 человек смогут получить работу".

Возникает вопрос, только ли с Вадимом Лесоненым вёл переговоры Александр Юрьевич? И это в то время, как в "Земельном Кодексе" (ст.12) говорится, что земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Более того, согласно статьям 94 и 95 данного Федерального Закона, отмечено, что на территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока устанавливается особый правовой режим хозяйственного использования. Т.к. эти территории имеют статус особо охраняемых природных территорий и относятся к объектам общенационального достояния.

Для кого же составляется Конституция Российской Федерации? Беседуя осенью с Александром Юрьевичем, казалось, что он понимает, говоря о развитии туризма в Волости, необходимость поддерживать начинания, которые исходят от самих жителей села, вместе искать пути для реализации имеющихся возможностей. Но новый глава решил просто продать нас за долги, которые накопились у Волости.

По Российскому законодательству, при приёме на работу на руководящую должность не учитывается "принцип оседлости". Любой человек, имея только определённое образование, может взять на себя смелость распоряжаться по своему усмотрению судьбой целого народа. Для чего тогда все разговоры о сохранении коренных малочисленных народов? Может, настало время прекратить делать вид, что кого-то в нашей стране волнует эта проблема? А вместе с ней - соблюдение гарантий прав человека.

Но дело в том, что сегодня это происходит с вепсами, а завтра придёт очередь более многочисленных этносов. Ведь юридические механизмы защиты прав человека не действуют, не развиваются.

В ходе интервью осенью 2004г. А.Ю.Коваль, воскликнул:
- Я не понимаю, почему люди не могут сами вкрутить лампочку в подъезде своего дома? Почему администрация должна решать такие вопросы?
Ответ очень прост. Когда тонул "Титаник", никого уже не волновала проблема освещения.

Катерина Гонгелева



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.03 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com