Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Комментарий на статью Н. Витовцева

Мир коренных народов27 октября сего года, главный редактор газеты "Постскриптум" Н. Витовцев в своей газете на двух газетных полосах опубликовал статью с броским названием "Село наше, значит, Чапово…". Я хотел бы прокомментировать его статью. Но почему не в его газете, а в "Листке"? Газета "Постскриптум" - газета частная, учредителем коей является Н. Витовцев, он же и главный редактор и цензор своего детища. Он и сам признается в том, что в редакцию поступают письма в поддержку инициативной группы по возврату доброго имени городу Горно-Алтайску Улалу, но он как противник возврата изначального наименования городу не может позволить высказываться на страницах его газеты инакомыслящим оппонентам, к которым относит и меня.

Первое, автор статьи как истинный атеист усмотрел "не благие дела" в действиях отца Ростислава: "По логике отца Ростислава и иже с ним выходило, что Алтайская духовная миссия на самом деле никакого отношения к основанию Улалы не имеет… Получается попы нас всё это время за нос водили?".
Да, отец Ростислав никогда и не утверждал о том, что основателем Улалы является Алтайская духовная миссия. Алтайская духовная миссия, расположив свой стан в маленьком инородческом селении Улалу, явилась градообразующим фактором. Именно расположение стана Алтайской духовной миссии явилось толчком для развития и процветания инородческого селения Улалу в ХIХ веке. Инородческое селение Улалу существовало ещё до прихода Алтайской духовной миссии на Алтай. Духовная миссия была образована в 1828 году. Практическую же деятельность она смогла начать спустя лишь два года, с приездом отца Макария Глухарева вначале в Бийск, затем в селение Майма, а из Маймы - в инородческое селение Улалу. Вот как описывает приезд отца Макария Глухарева в инородческое селение Улалу Михаил Васильевич Чевалков: "Припоминаю ещё: в один день я пришёл к товарищу своему Якову, и вот входят к ним два человека в чёрных одеждах, на головах шапки с накрышкой. Я, увидевши их, хотел убежать вон, но один из них остановил меня, посадил возле себя и дал мне пирожок с красной смородиной. Я взял пирожок и думаю: есть или не есть. Тогда он, меня погладил по голове, спросил как твоё имя? Киприйен ответил я". То был отец Макарий Глухарев;
Второе, "А как быть с "Великим Сыном", которого нам подкидывает Иннокентий Тенгереков? Можно допустить, соглашались учёные, но только на уровне так называемой "народной этимологии". Что называется "улу" - это ещё куда ни шло, но "уул" и "лу" что может быть общего между ними? Так можно дойти и до китайской этимологии, где "Лу" будет означать просто "улица". Словом, никакого "сына" в названии нашего города учёные не нашли. И ни какой ставки в пределах городской черты у этого "сына" историки не обнаружили".
Одной из достопримечательностей города Горно-Алтайска является гора Тугая. Интересно мне, каким образом перевели бы это слово те учёные, к которым обращался за консультациями автор статьи Н.Витовцев? Я, убеждён в том, что они разбили бы это слово на два алтайских слова "Туу" и "Кая" и перевели соответственно бы как "отдельно стоящая гора" или "одинокая гора", ведь в действительности гора Тугая величественно одиноко возвышается над нашей столицей. Слово "Тугая" в алтайской транскрипции есть "Уйту Кая", что в переводе с алтайского на русский язык дословно означает "истыканная гора", имеется в виду источниками (аржанами)". Одним из его аржанов в районе стадиона "Динамо" с большим удовольствием пользуются горожане.
В 1979 году Горно-Алтайское отделение Алтайского книжного издательства издало "Топонимический словарь Горного Алтая" О.Т. Молчановой, изучая её словарь, я обнаружил столько несоответствия и несуразицы, что пришёл в ужас. Например, "Кош-Агач" в русской транскрипции О.Т. Молчанова переводит с алтайского на русский язык, как "пара деревьев", ссылаясь на путевые заметки В.Л. Попова. В действительности "Кош-Агач" в алтайской транскрипции звучит следующим образом "Кожо Агаш", что означает "занавесу из деревьев". По этому поводу мной была опубликована научная статья в газете "Звезда Алтая" от 23 января 1987 года в № 16. Аналогично приведённому примеру автором статьи, что может быть общего между словами "Уул" и "Лу" я приведу два примера, что общего между словами: "Кош" и "Кожо", "Тугая" и "Уйту кая"? ничего общего! Просто алтайские слова искажены до неузнаваемости в русской транскрипции. И перевод таких слов представляет определённую трудность. Для этого необходимо знать историю своего народа кроме лингвистики.
Я надеюсь, что в будущем юбилейном году Григорий Барзынович Чекурашев издаст "Топонимический словарь Республики Алтай", над которым он работал не один год, и это будет реальным вкладом с его стороны в развитие науки в Республике Алтай. И я надеюсь, что его топонимический словарь облегчит нам использование алтайских слов звучащих в русской транскрипции, в нашей практической жизни.
Значение слова "Улалу" в виде "Улу" + "Уул" - "Великий Сын" я узнал от своей матери Тенгерековой Лидии Николаевны, ей значение этих двух алтайских слов поведал её дед укту-зайсан Ады jок. Дело в том, что князь Чап Шалов является близким родственником моего прадеда Ады jока. Чап Шалов является представителем Абаковской ветви династии хана Коная, то мой прадед Ады jок представитель
Ентугаевской ветви. Абак старший, а Ентугай младший сыновья хана Коная, основателя Теленгетского ханства на территории Западной Сибири в ХVI веке. От укту-зайсана Ады jока нам известно то, что его брат Чап Шалов основал свою ставку на территории нынешнего города Горно-Алтайска, и организовал сопротивление против китайских и казахских захватчиков, и в честь него, сына последнего теленгетского хана Шала Табынова, местность стали именовать Улу Уул. Эти два слова со временем видоизменились и стали звучать в русской транскрипции как Улалу, аналогично как Уйту Кая ныне Тугая;
Третье, "1. Доводы инициативной группы не соответствуют историческим реалиям. 2. "Улу уул": утверждение, будто речь идёт о Чапе Шалове… но в исторических документах упоминание о нём лишь эпизодическое. Реальные, более знаменитые герои - это Эрелдей, Будуке и другие. Название "Улу уул" не определяет ход исторических событий.
Как же тогда быть с тем, что из одного из походов на разорённый Алтай не вернулся в свои кочевья казахский бий Кошкарбай? Ведь архивные материалы свидетельствуют о том, что Кошкарбай и один из его сыновей были убиты, а двое его сыновей были ранены на Алтае (АВПР, ф. 113, оп. 113/1, д. 2, 1759, л. 77). Кто же тогда организовал и руководил сопротивлением теленгетов против китайских и казахских захватчиков? Несомненно, сын последнего теленгетского хана князь Чап Шалов. У тюркских народов предводителем был всегда природный князь, тем более, наследный принц коим являлся Чап Шалов. В его ополчении был и мой пращур укту-зайсан Буктуш Кумеков, его братья Дорбот и Канзак, сыновья Нааду и Бекиш, а также его племянник Эр-Элдей;
Четвёртое, "Спрашивается, как мог Чап Шалов, будь он трижды "Великим сыном", оказаться (по версии г-на Тенгерекова) со своей ставкой в чужих Шаадаевых угодьях? Если даже в улусе родного отца Шал чувствовал себя "чужеродцем", то его сын в землях тубаларов и кумандинцев тем более был чужим".
В 1635 году Теленгетское ханство раскололось на два государства Большой Теленгетский Улус и на Малый Теленгетский Улус. Сын Кашкай-Буры (Кашкай-Бура - младший брат хана Абака) Майчык отложился от хана Абака. После смерти хана Абака Большой Теленгетский Улус возглавил его сын Кока-хан. В 1657 году Кока-хан объединил Большой и Малый Теленгетские Улусы в одно государство. Так, что Чап Шалов наследный принц мог свободно перемещаться по территории Алтая. Территория, на которой расположен город Горно-Алтайск, никогда не была землями тубаларов и кумандинцев. Хан Конай в своё время поделил земли своего ханства на уделы. Город Горно-Алтайск расположен в удельных землях его младшего сына Ентугая, моего предка, как по отцовской, так и по материнской линии. То, что башчи Ентугай имел свой удел на правобережье реки Катунь, указывает в своей работе "Докапиталистические пережитки в Ойротии" С.А. Токарев: "Знаем де мы, - говорили в 1649 году кузнецкие служилые люди, - мундусские волости князца Ентугая, живёт де он своим улусом, и от Кузнецкого острогу до него 2 недели на лыжах, а живёт он с саянцами не подалёку…" (Токарев С.А. "Докапиталистические пережитки в Ойротии", Л., 1936 г., с. 81). Удел Ентугая передавался по наследству, так в 40-50-тые годы ХVIII века этими землями владел его внук Буктуш Кумеков, об этом свидетельствует поручик Шишков: "Так, в 1742 году геодезии, поручик Шишков, посланный к Телецкому озеру с целью географического описания, сообщил рапортом на имя канцелярии генерала Киндермана, что он встретил в долине р. Маймы посланника контайши, зайсана Буктуша Кумекова, с тремя чиновниками, которые собирали здесь дань. Шишков сообщает, что зайсан Буктуш Кумеков запретил ему производить геодезическое описание, угрожая применить силу" (Потапов Л.П. "Очерки по истории алтайцев", М-Л., 1953 г., с. 178). Так, что наследный принц, князь Чап Шалов находился на землях своего брата укту зайсана Буктуша Кумекова. Перейдя в подданство русского государства Буктуш Кумеков возглавил I-ю Алтайскую дючину, его земли это нынешние территории Майминского, Чемальского и Шебалинского районов;
Пятое, "Среди казахов известно другое значение слова "теленги" - ханские нукеры, люди из ханской свиты, телохранители".
С весны 1758 года по 1760 год на разорённый Алтай было совершено ряд военных походов со стороны казахов Среднего Жуза. Тысячи пленных было уведено казахскими биями в их кочевья. Из пленных мужчин казахские султаны формировали гвардейские полки наподобие мамлюков в Египте. Скорее всего, казахские султаны переняли опыт охраны своих ставок воинами теленгетами у джунгар. Джунгарский хан в начале ХVIII века использовал своих вассалов-теленгетов для охраны своей ставки. "Так, например, в 1707 году во время нападения врагов джунгарского хана на его Ургу, из 700 человек енисейских киргизов и телеутов, "взятых в Ургу для осторожности от бурутов", огромное большинство было перебито, в частности, от телеутов осталось 30 человек во главе с Матаем Табуновым" (Уманский А.П. "Телеуты и их соседи", Б., 1995 г., ч. I, с.135, с. 136).
Но не так уж долго довольствовались казахские султаны "услугами" теленгутов-воинов рабов. Гвардейские полки, сформированные из пленных теленгетов, покинули своих хозяев и влились в повстанческие отряды Салавата Юлаева. Сегодня, уведённые, в 1758-1760 годах в плен теленгеты растворились в башкирской среде;
Шестое, автор статьи Н. Витовцев делает свои умозаключения насчёт написания историй независимых тюркских государств Казахстана, Узбекистана и Туркменистана. Он проявляет своё недовольство тем, что эти государства не переняли историю СССР в отношении своих государств. Да и что перенимать из истории СССР им было, если даже в большой советской энциклопедии отсутствует понятие кто такие тюрки. В истории СССР на все тюркские народы приходится всего-навсего один национальный герой Салават Юлаев, по национальности башкир. Национальные герои всех тюркских народов были либо "националистами", либо "бандитами с большой дороги". В истории СССР о тюркских народах не сказано ни одного доброго слова, один негатив, обозначенный татарщиной, как будто у этих народов не было прошлого, истории. Сегодня это суверенные государства и это их право написания истории своего народа. И они это право используют, реализуют;
Седьмое, "…в таких набегах на ясашные волости и участвовал "великий сын" своего отца Чап Шалов… его дядя Байгорок громил Чеоктонов улус… Вполне возможно, что среди "братвы" того времени храбрый Чап действительно мог иметь собственное погоняло Улу Уул, и его можно истолковать в таком случае как, скажем, "Большой Пацан" или что-нибудь в этом роде… И больше никаких известий о судьбе разбойника Чапа Шалова в исторических документах не содержится… Нашему городку хотели дать имя преступного авторитета, пусть овеянного красивыми легендами. Откуда у нас это поклонение перед ворами и разбойниками?".
Прочитав эти строки написанные главным редактором газеты "Постскриптум" Н. Витовцевым берёт оторопь, от его воинствующего национализма. И этот человек живёт среди нас в национальном образовании, именуемой Республикой Алтай. Сколько ненависти в этих строках к алтайскому народу, к его истории.
Вернёмся в ХVII век. На территории юга Западной Сибири сосуществуют два государства это Россия и Теленгетский Улус. 31 марта 1609 года между этими государствами были установлены контакты. Каждая из сторон преследовала свою цель, одна из них - это владычество над тюркскими племенами, вторая - это пополнение своего бюджета за счет сбора налогов с подведомственных людей. Российская сторона считала азкыштымцев, абинцев, барабинцев, чатов, шорцев и кумандинцев своими ясашными людьми, теленгетские ханы в тоже время считали их своими кыштымами. Неоднократно между русскими и теленгетами происходили стычки по поводу сбора налога с этих племён. В 1648-1649 годах Кока-хан не только усилил сбор албана (налога) с двоеданцев, но и регламентировал свою и Российскую доли: "Заказал твой государев ясак (налог) платить по десять соболей с человека не велел, а велел платить твой государев ясак по 5 соболей с человека, а по 5 соболей велел Кока к себе приносить" (Токарев С.А. "Докапиталистические пережитки в Ойротии", Л., 1936г., с. 117). Вплоть до 1714 года этот регламент соблюдался обеими сторонами.
После 1710 года зависимость Теленгетского ханства усиливается от Джунгарского государства. Теленгетский Улус превращается в вассала Джунгарии на юге Западной Сибири. Хан Цеван Рабдан в этот период времени неоднократно привлекает мундусских башчиларов Байгорока, Чапа, Бейкона, Могулана, Мергена-Кашку с их военными дружинами к сбору албана с двоеданцев в пользу Джунгарского государства, а также использует их в военных экспедициях. Так, в 1710 году Байгорок Табынов с карательной экспедицией был направлен в Азкыштымскую волость для наказания Чеоктонова, который предупредил Кузнецкого воеводу о совместном походе теленгетов и ойратов на Кузнецкую крепость. Результатом проведённой карательной операции стал полный разгром Чеоктонова улуса, взятие в плен шестерых братьев и племянников Чеоктона и 30 человек женского пола. В 1714 году хан Цеван Рабдан организует военную экспедицию в двоеданческие Тагапскую, Азкыштымскую и Тогульскую волости для сбора албана под предводительством Байгорока Табынова и Чапа Шалова. Кузнецкий воевода предпринимает контрмеры, он снаряжает отряд во главе с боярским сыном Серебренниковым, чтобы предотвратить сбор албана со стороны теленгетов и джунгарских албанщиков. В ходе столкновения с отрядом Серебренникова, Байгорок и Чап попадают к русским в плен и заключаются в Кузнецкой крепости. В начале 1715 года в Кузнецк прибывает теленгет Бату Некеров с товарищем. Он привёз Кузнецкому воеводе от тайджи Черен-Дондука, хана Шала Табынова и Манзу Бойдонова письменное послание с требованием выдачи Байгорока Табынова, Чапа Шалова и пленных теленгетов. В противном случае они угрожали выступить военным походом на Кузнецкую крепость. В этом же году по весне на территорию Теленгетского государства вступают войска Черен-Дондука численностью в 3 тысячи воинов. Введение войск Джунгарского Улуса на территорию Теленгетского ханства и расположение их в устье рек Катуни и Бии было обусловлено тем, что Российская сторона в 1714 году сорвала сбор албана с двоеданцев в пользу хана Цеван Рабдана. В апреле-мае месяцах войско Черен-Дондука за счёт пополнения его теленгетами, саянцами, точинцами увеличилось с 3 тысяч до 7 тысяч человек. Тайджи Черен-Дондуку от военного похода на Кузнецкую крепость пришлось отказаться в виду того, что летом этого же года отряд Бухгольца по указу русского царя Петра I заложил крепость у Ямышевского озера. Черен-Дондуку пришлось повернуть войско на Иртыш, где он начал сражение с русскими и осадил новоявленную крепость.
Летом 1716 года теленгетский хан Шал Табынов посылает в Кузнецк своего посланца теленгета Номоя. В письменном послании Шала "было написано: "Белый царь и контайши двое мирно живут. Ты да я завоевались для чего? Смирно станем жить - волосы забелеют. За железо примемся - кости забелеют" (Уманский А.П. "Телеуты и русские в 17-18 веках", Н., 1980 г., с. 183). Хан Шал прислал вместе с Номоем выкуп за Байгорока и Чапа. Кузнецкий воевода Синявин принял выкуп, но Байгорока и Чапа не выдал Номою. Это было последнее послание хана Шала Табынова Российской стороне с предложением мира и надеждой наладить контакты.
В 1722 году вопрос сбора албана с двоеданцев между Джунгарией и Россией был урегулирован. В 1735 году из Москвы в адрес Томского и Кузнецкого воевод пришло указание не чинить препятствий в сборе албана с двоеданцев джунгарской стороне (Самаев Г.П. "Горный Алтай в ХVII- середине ХIХ в.: проблемы политической истории и присоединения к России", Г-А., 1991 г., с. 79). В этом же году 1722 году русский посол И. Унковский прибыл в Ургу хана Цэван Рабдана, принёс извинения с российской стороны и передал военнопленных Байгорока Табынова, Чапа Шалова джунгарскому хану. Начиная с 1722 года по 1755 год военных конфликтов, стычек между русскими и джунгарами по поводу сбора албана с двоеданцев не происходило. Сбор албана в пользу джунгарского хана с двоеданцев, в частности с кумандинцев, шорцев, азкыштымцев вплоть до 1755 года производил мой предок укту зайсан Буктуш Кумеков.
Чап Шалов и Байгорок Табынов были всего-навсего военнопленными Российского государства, называть их разбойниками и преступниками некорректно со стороны Н. Витовцева.
Так, в 1715 году после захвата в плен Байгорока Табынова и Чапа Шалова, "Известия об обидах" сообщали: "горских теленгутов, а именно тодошев, кипцаков, телиошев… троекратным нападением воевав, силою в данники привели…" (Самаев Г.П. "Горный Алтай в ХVII- середине ХIХ в.: проблемы политической истории и присоединение к России", Г-А., 1991 г., с. 78.).
Если следовать логике Н. Витовцева то выходит, что и русские сборщики ясака с двоеданцев также являются бандитами. И в наше время руководитель налоговой инспекции является никем иным, следуя сленгу Н. Витовцева как "паханом" организованной банды. Так ли это? Нет! Это фискальные органы. За несвоевременную уплату налога налоговики начисляют пени, выписывают штраф, за уклонение уплаты налога можно угодить в тюрьму. Чап Шалов и Байгорок исполняли возложенные на них обязанности - сбор налогов с двоеданческих волостей и никакие они не разбойники с большой дороги, и никогда не являлись преступными авторитетами, как их представил Н. Витовцев в своей статье. Где вердикт Российского суда, который признал военнопленных Чапа Шалова и Байгорока Табынова преступниками? Суда не было! Цель Н. Витовцева была одна - унизить алтайский народ в глазах горожан, населения Республики Алтай. Вот, мол, какие, у алтайцев герои, кого ни возьми вор да разбойник.
Восьмое, автор статьи использует эпитеты "разбойник", "вор" применяемые в отписках воевод в прямом смысле слова. До знаменитого октябрьского переворота, т.е. до 1917 года в официальных российских документах этими эпитетами "награждались" представители мужского пола тюркского происхождения. Это была политика Дома Романовых, которые хотели откреститься от тюркского происхождения русских. Эти эпитеты использовали не только воеводы в своих отписках к царю, но и сами царствующие особы. Так, например, царь Иван IV, именуемый в народе Грозный в связи с походом Ермака в Сибирь, не санкционированного им, 16 ноября 1582 года прислал свою Грамоту, где пригрозил Строгановым опалой за то, что они призвали в свою вотчину "воров" и "разбойников". Под "вором" и "разбойником" Иван Грозный подразумевал Ермака, так как он был тюркского происхождения. Это Ермака впоследствии усилиями М.В. Ломоносова из тюрка сделали русским и канонизировали национальным героем русского народа.
В своих работах Г.Ф. Миллер согласно сложившейся русской традиции представил Ермака "вором" и "ненасытным разбойником". Чтобы выглядеть в глазах мировой общественности пристойно, труды Г.Ф. Миллера подверглись тщательной ревизии со стороны Дома Романовых. Ведь Академия наук была заказчиком, Г.Ф. Миллер - исполнителем. Ермак в его трудах должен был предстать не "вором" и " ненасытным разбойником", а первопроходцем, первооткрывателем Сибири. И что русские в отличие от европейцев, осваивавших Америку, к туземцам относились гуманно, и все сибирские народы на коленях просились принять их под высокую руку белого царя (Г.Ф. Миллер "История Сибири", М., 1999 г., с. 62, с. 54). Только в эту сказку, выдуманную Ломоносовым, никак не могли подпасть теленгеты и енисейские киргизы. Поэтому все материалы ХVI-ХVIII веков в отношении теленгетов и енисейских киргизов были засекречены. Эти два народа отстояли свою независимость и не подверглись в ХVII-ХVIII веках насильственной колонизации со стороны Российского государства. Они отстояли свою независимость с оружием в руках. И только в 1980 году учёный тюрколог А.П. Уманский приоткрыл это "белое пятно" в истории алтайского народа ХVII-ХVIII веков. Кстати А.П. Уманский не "новосибирский учёный", а барнаулец.
Благодаря проведённой ревизии трудов Г.Ф. Миллера, с легкой руки тюрк Ермак превратился в русского национального героя и первопроходца Сибири. Но при этом почему-то забыли сочинить легенду о Ермаке. Если Ермак русский, то почему у него нет фамилии? Почему нет биографии? Очень просто. Имя Ермак одно из распространенных имен в тюркской среде (Н.Р. Безертинов "Тэнгрианство - религия тюрков и монголов", К., 2004 г, с. 421). И имя Ермак сможет перевести на русский язык любой человек владеющий тюркским языком. Имя Ермак состоит из двух тюркских слов Ер+Мак, Ер - мужчина, богатырь, герой; Мак - слава. Дословно Ермак в переводе на русский язык означает - славный богатырь, славный мужчина, или славный герой. Князь Ермак Темучин один из потомков Тайбугинского рода, изгнанный ханом Кучумом из Сибирского ханства. Ермак шёл в Сибирь не завоевывать новые земли для России, а освобождать своё родное Сибирское царство от завоевателя хана Кучума. Фамилия Ермака Темучина в России трансформировалось в отчество созвучное слову "Темучин" - "Тимофеевич". Поэтому у русского национального героя, по происхождению тюрка нет ни биографии, ни фамилии. Ни одному казаку в России не присваивался титул князь. Иван Грозный, видимо зная княжеское происхождение Ермака, жаловал его титулом "князь Сибирский". Ведь не зря в подчинение князя Сибирского Ермака Темучина Иван Грозный передал пять сотен своих царских стрельцов во главе с воеводой князем, и сотником стрелецким при нём.
Эпитеты "вор" и "разбойник" в отношении мужчин тюркского происхождения в ХVI-ХVIII веках практически стали синонимами. Татарин - значит вор и разбойник.
Я уверен в том, что Н. Витовцев показавший себя знатоком истории тюркских народов несомненно знал о том, что в ХVI-ХVIII веках русские использовали слова "вор" и "разбойник" в виде синонимов и эпитетов в отношении тюркских народов, и применил в ХХI веке слова "вор" и "разбойник" с умыслом, чтобы оскорбить, унизить алтайцев.
Девятое, "Поиски нового героя в канун, юбилея 250-летия преследовали, наверное, и другую цель - принизить роль алтайских зайсанов, которые сделали исторический выбор в пользу России".
21 июня 1756 года мой предок укту-зайсан Буктуш Кумеков, зайсаны Намыкай Малаев, Бурут Чекугалин, Церен Уруков и демичи Менгош Сергеков из зайсанства зайсана Бокола прибыли в Бийскую крепость для принятия российского подданства. В этот же день они были приведены к шерти (клятве) и дали письменные обязательства на своём языке. От зайсана Буктуша в аманаты (в заложники) был взят его младший сын Тегедек, от зайсана Намыкая - сын Бору, от зайсана Бурута - сын Эльзиой, от зайсана Церена - сын Хурим, от демичи Менгоша - сын шуленги Табунаева Кидесек. Новоподданые российского государства, зайсаны, от переселения на Волгу категорически отказались. Полковник де Гаригга предложил им перейти в междуречье Иртыша и Оби, но командующий Сибирскими войсками Крофт не разрешил пропускать их на территорию, ссылаясь на указы правительства. Он предложил полковнику де Гарриге оставить новоподданых в близи Колывано-Кузнецкой военной линии до отправки на Волгу.
28 июля 1757 года из Бийска была депортирована на Волгу первая группа новоподданых теленгетов в количестве 3989 душ в сопровождении военного отряда конвойных под предводительством майора Эдена. Депортация новоподданных Российской империи сопровождалась массовой гибелью теленгетов. На реке Куртамыш (в Курганской области - И.Т.), где депортируемые теленгеты были остановлены на зимовку, группа новоподданых поредела на 1362 человека. К началу 1760 года по данным Коллегии иностранных дел численность депортированных новоподданых на Волгу составила 14 617 душ.
Мой же предок укту зайсан Буктуш Кумеков один единственный из всех зайсанов, принявших подданство России, сумел избежать депортации на Волгу. Он со своей семьёй перед днём депортации первой группы новоподданых на Волгу снялся с Бийской линии и ушёл в горы, в урочище Апшуяк Туу. "В списке высланных поименованы зайсаны Бурут Чекугалин, Кымык Яманаев, Кутук Кутайгулин, Церен Уруков и семейства умерших зайсанов Гулчугая и Омбы. Кроме того, поименованные калмыки (мундусы - И.Т.) ведомства Буктуша, но ни его самого, ни его семьи в списке нет" (Потанин Г.Н. Материалы для Истории Сибири, Чтения, кн. 4-я, 1866 г., с. 92).
По факту ухода новоподданых с Бийской линии, калмыцкие эмиссары обвинили командующего Колывано-Кузнецкой линии полковника де Гарригу. Для расследования обстоятельств ухода теленгетов с линии, губернатор Сибири Мятлев прислал полковника Лорих, который по прибытии в Бийск потребовал вернуть на линию новоподданых и двоеданцев для отправки на Волгу. Летом 1757 года из Бийской крепости в горы Алтая был отправлен специальный экспедиционный отряд под командованием поручика Заливина. Все попытки вывести новоподданых к Колывано-Кузнецкой военной линии были тщетны, не увенчались успехом из-за нежелания быть насильно переселёнными в чужие края. В переговорах с поручиком Заливиным укту-зайсан Буктуш Кумеков подтвердил своё российское гражданство, но выходить на Бийскую линию отказался. Буктуш Кумеков со своими братьями, детьми и племянником Эр-Элдеем приняли самое активное участие в сопротивлении организованном Чапом Шаловым против китайских и казахских захватчиков.
В 2006 году алтайский народ отмечает 250-летие со дня вхождения в состав Российской империи. Я искренне сожалею, что эту знаменательную дату не будут отмечать потомки 11 зайсанов, которые подписали прошение на имя императрицы Елизаветы о вхождении в состав Российского государства. Они были депортированы и растворились в калмыцкой среде и среди народов Поволжья. Потомкам князя Буктуша Кумекова, одного из подписантов прошения на имя императрицы, повезло куда больше. Они остались в родных кочевьях выделенных им ещё ханом Конаем. Так распорядился Бог, так распорядилась Судьба. И я горжусь тем, что являюсь гражданином Великой России!
Иннокентий Тенгереков



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.04 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com