Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 В России языкам малых народов не хватает учебных пособий и часов преподавания, педагоги уповают на семьи

Мир коренных народовВ школах российских регионов, где ведется преподавание языков коренных малочисленных народов, не хватает учебных пособий по родному языку. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга функционирования родных языков КМН Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ в образовательных учреждениях. О результатах мониторинга рассказал директор научно-технического центра «Перспектива» (Тюмень) Виктор Пить на семинаре по функционированию языков КМНС в сфере образования, который проходит в Сыктывкаре с 18 по 19 октября.

Социологическое исследование проводилось по заказу министерства регионального развития РФ в республиках Карелия, Коми, Саха, Ленинградской области, Ямало-Ненецком автономном округе. В данных регионах проанализировали статистику по школам, где ведется преподавание родных языков КМН – таких оказалось 81 учреждение. Выяснилось, в частности, что родные языки хантов, ненцев и селькупов ЯНАО преподаются с 1 по 9 класс не более 1 часа в неделю, тогда как в Карелии на вепсский, карельский и финский языки выделяется до трех часов еженедельно вплоть до 11 класса (на финском до 5 часов в 10-11 классах).

В качестве экспертов опрашивали учителей, преподающих родные языки КМН, работников сферы образования, имеющих отношение к этому направлению. Также опросили учеников средних и старших классов, изучающих родные языки КМН, их родителей и других взрослых носителей родных языков.

Из почти 200 опрошенных экспертов 24 процента назвали ситуацию с родными языками КМН критической – по их мнению, языки находятся на грани исчезновения. Еще 31 процент экспертов посчитал ее сложной, 29 процентов затруднились с ответом. 14 процентов сочли ситуацию нормальной, 1 процент – отличной.

Среди причин исчезновения родных языков КМН респонденты назвали смешанные браки представителей разных народов, малое число детсадов и школ, где преподаются языки КМН, отсутствие языковой среды «вокруг» учебных заведений, в то числе в семьях, ослабление национального самосознания носителей «малых» языков вследствие влияния современной масс-культуры, глобализации, развития маргинального мышления. Также происходит нарушение языковой преемственности поколений, опрошенные отмечали отсутствие национальных СМИ, книгоиздания на родных языках.

Дети не желают изучать родной язык в силу непонимания его значимости, отсутствия перспектив использования; зачастую в семье, школе и других сферах общение ведется на русском языке.
Обеспеченность школами преподаванием на родном языке оценили на «тройку» 60 процентов экспертов, на «двойку» - 39 процентов.

Обеспеченность учителей методическими пособиями для преподавания родных языков КМН назвали удовлетворительной 37 процентов экспертов, низкой – 27 процентов, очень низкой – 25 процентов, обеспеченность учебными пособиями по родному языку назвали достаточной 20 процентов, недостаточной – 80 процентов.

Отмечалась нехватка красочных, наглядных вспомогательных материалов в целом и недостаточное количество учебных пособий. Учебники не отвечают существующей языковой ситуации, так как рассчитаны на детей, отлично владеющих родными языками - сегодня их практически нет.

Примерно 60 процентов экспертов решили, что оптимальное количество часов в неделю для преподавания родного языка составит 2-3 часа, остальные предложили увеличить эту цифру. 42 процента респондентов отметили, что в начальных классах существенно не хватает часов по родному языку.

Практически все эксперты отметили, что они проводят внеклассные мероприятия по родному языку: дни и декады родной культуры, фестивали сказок и национальной книги, олимпиады по родному языку, экскурсии и занятия в музее. Также проводятся языковые лагеря, КВН, разнообразные конкурсы, национальные игры.

Однако при этом 82 процента экспертов заявили, что преподавание родного языка в школе не заменит общения с детьми дома на родном языке. Причем, по оценкам педагогов, сами родители в основном принимают решение о том, что их дети не будут учить родной язык в школе.

По мнению опрошенных, для возрождения исчезающих языков необходимо внедрение информационных технологий в преподавание родного языка, обновление учебно-методического оснащения, увеличение количества часов преподавания родных языков в школах. Эксперты высказались за сохранение уже действующих школ с преподаванием родного языка и создание малокомплектных школ в поселениях, где традиционно проживают КМН, а также за открытие различных кружков и факультативов.

Отмечалось, что необходимо повышать престиж языка, расширять сферы его функционирования, больше уделять внимание национальному фольклору, традициям, воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление знать его язык и культуру.

В целом Россия нуждается в создании систем национального образования регионов, причем сами программы обучения родным языкам должны быть модернизированы.

Источник: http://www.fennougria.ee/



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.03 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com