Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Первое Выступление Зинаиды Строгальщиковой, члена Форума от России.

Мир коренных народовУважаемый председатель!
Уважаемые члены Форума, представители учреждений, фондов и программ! Братья и сестры!
Многие представители коренных народов защиту своих прав связывают с закреплением их в национальном законодательстве и Конституциях своих государств. Но, к сожалению, как показывает опыт, и конституционные обязательства перед коренными народами не всегда выполняются или действуют избирательно.

В России начальный период демократизации (80-90 годы прошлого столетия) был для коренных народов временем надежд на позитивные изменения в национальной политике, как ориентированной на признание уважения самобытности всех ее народов и национальных меньшинств. Одним из самых болезненных вопросов являлся вопрос о сохранении языков малочисленных народов. В этот период была восстановлена письменность для 12 народов, а языки многих крупных народов значительно расширили сферу своего использования. Число языков, используемых в системе образования, увеличилось с 44 до 83 всего за несколько лет. В 1991 году впервые в истории российской государственности был принят закон "О языках народов России". Он признавал равноправие языков всех народов, гарантировал защиту их государством и право принятия субъектами федерации собственных решений о правовом статусе языков народов, проживающих на их территории и мерах по их поддержке. Особая защита государства гарантировалась языкам малочисленных народов. За создание условий по их сохранению и развитию законом "О языках народов Российской Федерации" установлена прямая ответственность высших органов федеральных власти. Он гарантирует: создание письменностей у бесписьменных народов, подготовку и реализацию государственных программ по сохранению, изучению и развитию их языков; издание литературы, финансирование научных исследований по языкам; создание условий для использовании их в СМИ и распространение на этих языках через СМИ сообщений и материалов; подготовку специалистов, работающих в области сохранения, изучения и развития языков; развитие системы образования с целью совершенствования языковой культуры малочисленных народов; содействие в организации для их детей различных форм воспитания и обучения независимо от их количества и в соответствии с их потребностями. Как отмечали в то время разработчики закона, установление ответственности государства за сохранение и развитие языков малочисленных народов в лице высших органов власти РФ, вызвано опасением, что о них "государственные органы другого уровня могут вообще не позаботиться".

Конституция РФ, принятая на всенародном голосовании в 1993 году в статье 68 подтвердила, что она гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Особые права малочисленных народов, в том числе и языковые, были утверждены и федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", принятом в 1999 году. Под действие данного закона попадали, по мнению специалистов 66 народов, численность которых не превышала 50 тысяч человек. Из-за нерешенности по политическим причинам вопроса о списке малочисленных народов, проживающих в Дагестане, Правительство России утвердило в 2000 году Единый перечень коренных малочисленных народов Российской федерации из 45 народов. Из них 2 северокавказских, 6 - проживающих в европейской части России, и 37 на Севере, Сибири и Дальнем Востоке.

Насколько же реальными оказались конституционные гарантии государства по сохранению языков данных народов и создания условий для их развития и изучения?

О довольно сложном их положении говорит тот факт, что все они были включены в Красную книгу языков народов России, подготовленную исследователями и опубликованную в 2002 году. Сейчас 24 языка коренных малочисленных народа являются бесписьменными, из них 14 на северном Кавказе и 10 на Севере и в Сибири. Но часть из них (в основном, это языки народов Дагестана) довольно устойчиво сохраняются в своих общинах и имеют значительно больше перспектив на развитие, чем даже те, кто имеет письменность уже несколько десятилетий. Разумеется, это не снимает вопроса об их праве на создание своей письменности, которая, безусловно, способствовала бы повышению их престижа и более широкого использования во всех сферах общественной жизни.

Значительно более тревожная ситуация с языками северных народов. В России как одно из достижений языковой политики советского времени считалось создание для них письменности и использование их в системе образования. По данным министерства образования обучение на родном языке имеется только у двух народов - эвенов и эвенков на уровне начальной школы, а с V -XI класс эвенкийский и эвенский языки изучаются как предмет родной язык. По данным за 2003 год всего около 900 детей эвенов и эвенков обучаются на родном языке. Создание школ с обучением на родном языке для остальных северных народов затруднено, в основном, из-за значительного обрусения этих народов: их дети практически не говорят на родном языке. И поэтому даже изучение ими родных языков в школе требует совершенно иных методик, более сходных с методиками преподавания иностранных языков и значительно больше времени, чем предоставляется сейчас учебным планом. В основном их преподавание заканчивалось на уровне средней неполной школы.

Исследователи отмечают, что ситуация со многими языками малочисленных народов Севера критическая, в ряде случаев их изучение в школе носит лишь "ознакомительный характер" и вряд ли обеспечит их сохранение. Все они нуждаются в специальных программах поддержки, подготовленных с учетом их реального состояния. Территории традиционного проживания большинства коренных малочисленных народов охватывает несколько регионов и деятельность региональных властей по сохранению языков коренных малочисленных народов требует координации со стороны центра. Некоторые народы имеют письменность, но преподавание их языков ведется только в одном регионе, а иногда и в одной школе. По сведениям, приведенным в Красной книге, бесписьменными среди статусных коренных малочисленных народов остаются - алюторцы, кереки, сойоты, кумандинцы, ороки (ульта), орочи, чуванцы, юги, водь, ижора. В настоящее время необходимо проведение интенсивного изучения исчезающих языков. К сожалению, происходящая в последнее время в России реформа образования, предусматривающая с 2006 года введение в школьную программу новых дисциплин - права, экономики, увеличение часов на преподавание русского и иностранных языков также может негативно повлиять на сложившуюся систему изучения нерусских языков как самостоятельного предмета в рамках школьной программы.

Новая школьная программа предоставляет большие возможности для изучения родного языка в школе представителями только тех народов, у которых организовано обучение на родном языке. Но оставляет слишком мало времени в учебном плане на изучение родных языков как предметов, хотя у большинства малочисленных народов на данном этапе нет возможности проводить в школе обучение на родном языке даже на уровне начальной школы.

Как видим, реализация принятого законодательства по защите даже таких основных прав как право на сохранение этнических языков, сталкивается с множеством проблем и часто исполняется правительствами чисто формально, что не оправдывает чаяний коренных народов и не приводит к ожидаемому результату.

Как одна из рекомендаций, мне кажется, было бы важным проанализировать по темам мандата форума существующее законодательство, возможно, вначале на региональном уровне, о защите прав коренных народов и практику их исполнения, с тем, чтобы определить лучшие практики и обменяться позитивным опытом решения проблем коренных народов.




 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com