Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 Мультфильм о ненцах будет создан в рамках проекта «Создадим мультфильм вместе!»

НовостиОсновной целью проекта «Создадим мультфильм вместе!» является популяризация и позитивное освещение традиционного образа жизни и культуры коренных малочисленных народов Российской Федерации как составной части этнокультурного многообразия России.

Инновацией проекта является то, что дети, подростки и молодежь различных национальностей целевых регионов вместе с командой проекта будут работать над мультипликационными фильмами, участвуя в сборе информации для сценариев и созданием анимационных героев. Таким образом, истории, рассказанные в мультфильме, позволяют воспитывать детей: повышать осведомлённость и формировать интереса к культурным традициям народов, проживающих на территории нашей страны, развивать мышление и формировать мировоззрение.Всего будет создано три анимационных фильма, посвященных культуре ненцев, селькупов и долган. Сегодня мы расскажем об одном из них – ненцах.

Ненцы - (ненэй ненэч - «настоящий человек», хасово, нещанг) - самодийский народ в России, населяющий евразийское побережье Северного Ледовитого океана от Кольского полуострова до Таймыра. Они делятся на европейских и азиатских (сибирских). Проживают компактно в Ненецком Автономном Округе, Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе, Тюменской области и в Долгано-Ненецком Таймырском муниципальном районе Красноярского края, в Республике Коми. Из коренных малочисленных народов российского Севера ненцы являются самым многочисленным.

Ненецкий язык относится к самодийской группе уральской языковой семьи и состоит из двух диалектов — тундрового, который распадается на западные и восточные говоры, различия между которыми не мешают взаимопониманию, и лесного, отличающегося своеобразием фонетического состава, что затрудняет языковой контакт с носителями тундрового диалекта. Лесной диалект также делится на ряд говоров.

Традиционной одеждой ненцев является малица – нательная меховая рубаха с пришитым к ней капюшоном и рукавицами, надежно защищающая тело и голову от холода, оставляя открытым только лицо. Она шьется и надевается мехом внутрь. Малица подпоясывается кожаным поясом ни. В сильный мороз, пургу и во время дальней поездки поверх малицы надевают меховой совик. Женщины носят распашную шубу – паны. Ее верхняя часть изготавливается из шкур с верхней части оленьих ног – камусов – черного и белого цвета мехом наружу. Нижнюю часть шьют из песцового меха ворсом вниз. К рукавам пришивают рукавицы. Паны украшают меховой мозаикой, кистями и кантами из цветного сукна. Женский головной убор – меховой капор – шьется отдельно и, в отличие от мужской одежды, не скрепляется с шубой. Ненецкая национальная обувь – пимы – шьется из шкур с оленьих ног. Пимы довольно высокие, обычно до паха, поэтому для изготовления пары мужских пим уходит порядка десяти шкурок, женских – порядка восьми. Пимы подвязывают под коленями и закрепляют ремешками к кольцам, нашитым на меховые штаны. Под пимы надевают чижи – меховые чулки до паха.

Традиционные занятия ненцев – охота на пушного зверя, дикого оленя, боровую и водоплавающую дичь, рыболовство. С середины 18 века ведущей отраслью хозяйства стало домашнее оленеводство. Особенность этой отрасли: круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Нарты — самое необходимое средство передвижения в тундре. Они ездят достаточно быстро. На нартах ездят и зимой и летом. В нарты запрягают оленей и управляют хореем. Хорей — это шест длиной до пяти метров, с костяным шариком на конце или железным наконечником. Хорей сжимают в левой руке, а в правой держат повод. Упряжь украшается медными кольцами, колокольчиками и кистями. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Иногда на другой конец хорея надевают металлический копьевидный наконечник (в прошлом хорей наряду с луком служил оружием). Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца. В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргищ), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки, а рядом - мужчины на легковых упряжках гонят стадо.

Традиционно среди ненцев распространены анимистические представления – весь окружающий мир представлялся населённым духами. Своих хозяев-духов имели реки, озёра, явления природы. От них зависела жизнь людей, удача в промыслах. Духи были добрыми, помогавшие людям во всех делах, и злые, насылавшие на человека болезни и различные несчастья. Умилостивление духов и божеств совершалось с помощью жертвоприношений. В качестве жертвы, в основном, использовали оленя, причем во многих случаях исключительно белого. Чтобы задобрить злого духа, вызывающего болезни, приносили в жертву собаку. На священных местах, которыми могли быть камни, утёсы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Также ненцы почитали духов других стихий и мест обитания: воды, земли, леса, огня, реки, озера. Священным деревом считали лиственницу. Кроме того, у ненцев существовали семейные духи-покровители. Это были вырезанные из дерева фигурки или камешки необычной формы. Их хранили в специальном сундучке, который передавался по мужской линии. По женской линии передавался только один дух-покровитель – «старуха чума». Она представляла собой несколько крошечных предметов одежды. Также ненцы верили в загробную жизнь. Согласно их представлениям, человек после смерти попадает в мир мертвых, где живет так же, как и на земле, – разводит оленей, охотится, рыбачит. Причем «живет» покойник ровно столько же, сколько прожил до смерти. Ненцы верили, что в мире мертвых все зеркально миру живых людей: день и ночь меняются местами, целые вещи будут сломаны, а сломанные – целы. Поэтому в гроб умершему клали принадлежавшие ему вещи, предварительно сломав их, а нарты просто переворачивали полозьями кверху.

Перед командой проекта стоит непростая задача – в коротком двухминутном фильме дать базовые представления об этом уникальном народе российского Севера. Напомним, что проект реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Пресс-центр МОО «Льыоравэтльан»



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com