Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 ПРАЗДНИК «JЫЛГАЙАК»

Новости

28 февраля 2020г на базе МБОУ «Лицей №6 г. Горно-Алтайска», г. Горно-Алтайск состоялся этнокультурный урок «Культура и традиции народов Алтая» и мастер-класс по игре на комусе. Школьникам рассказали о том, что в Республике Алтай существует интересный праздник «Jылгайак». Традиционно его празднуют коренные народы Горного Алтая (тубалары, кумандинцы и челканцы) с 8 по 22 марта.

Это очень древний народный праздник. В нынешнее время его отмечают все тюркские народы. День праздника совпадает с Днем весеннего равноденствия. Раньше существовало поверье, что именно в этот день природа обновлялась. Древние тюрки считали, что каждый год делился пополам: на 6 месяцев — лета и 6 месяцев — зимы. Разграничивал эти сезоны первый день нового года Jылгайак и Навруз — День весеннего равноденствия. Так как в этот день происходит обновление природы, то люди старались обновить и очистить свое тело, дом и одежду. Избавится от накопившейся негативной энергии.

Начало праздника происходит рано утром и начинается с обряда освещения. В каждом селе этот обряд проводит местный старейшина. Ритуальная часть всегда начинается с проводов кут (духа) дедушки в Тенгри, затем начинают кар токпок. Интересное занятие, когда в снегу ищут и «отстегивают пуговицы» (шарики из снега, льдинки), при этом проговаривая через благопожелания – алкыш об исходе миссии духа зимы на земле. Далее собирают снег в большой сугроб, где прячут мужчину с густой бородой и с посохом, который своим видом напоминает Деда Мороза. Задача молодежи с шумом колотить по сугробу длинными прутьями. Дед Мороз, находящийся, как бы в своем доме, выпрыгивает и бежит прочь. Его окружают мужчины с арканами и стараются заарканить дух деда Мороза. Ему подводят коня в виде «кереге». Кереге – это крестообразное чучело из сена, символизирующего дух Мороза, связанного с тремя мирами.

В этот момент остальные люди с веселыми прощальными шутливыми песнями, продолжают утрамбовывать снежную кучу, символизирующую дом деда мороза, заваливая его, чтобы он ушел в Тенери. Одновременно мужчины подводят к костру деда Мороза на коне.

В этом пылающем костре народ совершает ритуальные похороны. Одни сжигают коня «кереге» — чучело деда Мороза, другие бросают в огонь «чучело» символизирующее духи своих богов.

Дальше народ провожает деда Мороза - Уйдежÿ ÿрÿс. Еще одним из ритуалов стало окропление молоком пути отбывающих. По традиции необходимо зачерпнуть молоко в ковш и один раз брызнуть в пламя костра. Это необходимо для благодарности за снег, который сохраняет корни растений и дает воду земле, за перезимовавший, здоровый скот и за себя. Окропления молоком не просто ритуал, он символизирует проводы духов высшего ранга, чтобы они могли вернуться снова.

После ритуала начинают зазывать Весну. Олицетворяет весну молодая девушка, которая способна дать жизнь всему живому на земле.

Но кроме обрядов, неотъемлемой частью праздника являются угощения. На Jылгайак принято печь тертпек – калдыр, круглые лепешки с дыркой посередине, олицетворяющие символ Солнца. Также варят уче – мясо барана и костер угощают определенными частями мяса — грудинку, сердце, подсердечное ребро, голень. Мясо обязательно режут движениями снизу вверх, означающий ритуал проводов.

Но главной часть праздника является ритуал – оповещение Хозяина Алтая о готовности народа ко встрече с ним, о необходимости его прихода. Хозяином Алтая принято считать главного духа в серединном (нашем) мире, он распоряжается всеми духами тайги, рек, родников, гор, долин, равнин и степей Алтая. Считают, что хозяин создает гармонию в живой и не живой природе, а человек, как часть природы, должен жить в гармонии с ней, почитать, а также благословлять ее. Поэтому алтайцы во время благопожелания запускают свой внутренние часы (биоритм) на частоту духов, на биоритм УМАЙ ЭНЕ, чтобы она охраняла его. Отсюда статусы праздников Чага, как семейный и Jылгаак, как народный зависят от Умай Эне — главной богини Тегери, от которой зависит жизнь на Земле.

Завершается все народными гуляниями. Проводятся последние в этом году массовые катания с горки. Устраиваются спортивные состязания по тебек (волосяной мяч). Для девушек проводят конкурсы красоты и рукоделия. Также для желающих есть конкурс плясок и песен. Массовые угощения традиционными блюдами, с продолжением за праздничным семейным столом. Каждая семья варит второе уче (мясо). Приглашает к себе гостей. Катание с горки, игры продолжаются целую неделю. Таким образом, выходя на уличное празднование, человек готовит свой организм к запуску весеннего биоритма. Ведь тело и душа человека не должны отрываться от естественных процессов природы.

Статья публикуется в рамках проекта «Секрет успеха – быть собой! Твой родной язык – это новый тренд». Проект реализуется Межрегиональной общественной организацией «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Источник: МОО "Льыоравэтльан"





 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.04 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com