Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 СЕРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ УРОКОВ И МАСТЕР-КЛАССОВ ПРОШЛА В ГОРНО-АЛТАЙСКЕ

Новости

В самом начале учебного года (04.09.2020 и 11.09.2020) Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» провела серию уроков и мастер-классов для школьников Республики Алтай на тему «Алтайские узоры». Было проведено 8 уроков и 8 мастер-классов.
Целью уроков является сохранение культуры и традиций коренных жителей Алтая, обучение молодого поколения знаниям и традициям прошлого и развитие творческих способностей у учащихся. Ученики узнали на уроках о том, что орнамент это художественное украшение, узор, построенные на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы.
Ученики узнали на уроках о том, что орнамент это художественное украшение, узор, построенные на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы. Так же на уроке ведущие рассказали о значении орнаментов. Так, рога барана символизируют солнце, а также изобилие и процветание для семейного и личного благополучия. Геометрические треугольные изображения гор и волнистый орнамент, изображающий священные реки, являются обережными в одежде и украшениях. Данная символика до сих пор характерна во время проведения обрядов поклонения природе у коренных жителей Алтая.
В алтайских орнаментах часто можно встретить изображение круга - символ Солнца, луны и звезд. Небесные светила означают чистоту и святость, в следствие чего знак круга является олицетворением вечности и природной красоты. Если говорить о зигзагообразных линиях, создающих замкнутый круг, то этот орнамент является символом постоянного движения вечной жизни: непрерывная линия жизни и смерти. Так же треугольники с вершинами вверх представляют мужское начало и связаны с огнем, а треугольники с вершинами вниз – женское начало, ассоциирующееся с водой. Данное сочетание орнаментов характерно для многих жителей Востока. Соединение пересекающихся треугольников дает символ шестиконечной звезды, знак гармонии и соединения мужского и женского начала.

Орнамент в алтайской культуре, как и в культуре многих других народов, не просто декорирует одежду, утварь или жилище. За каждым таким элементом декора стоит особая знаковая система, которая была издревле понятна не только носителям традиций, но и их соседним племенам и народам.
Так у алтайцев до сих пор соблюдается знание о принадлежности к определенному сёоку - роду. Для каждого рода есть свой определяющий знак, своя тамга (таҥма). Тамга служила для многих целей. Например, ими отмечали табуны лошадей, определяли границы земельных и пастбищных наделов. А главное, закрепляли личное имущество, делали подписи на документах и т.д. Сейчас археологи и этнографы по тамге на курганах, предметах быта отмечают перемещение отдельных племен и родов. Изображение тамги на курганных памятниках подтверждало пребывание рода в определенном месте.
В наши дни тамга служит украшением и отметкой о сёоке на национальных костюмах, особенно это важно на свадебных национальных костюмах. Таким образом подтверждается, что жених берет невесту не из своего, из другого сёока. Даже в наши дни, когда стираются и упрощаются древние традиции, данная традиция, исключающая кровосмесительные браки, на Алтае строго соблюдается.

Если говорить о художественной ценности орнаментов Алтая, они отличаются ритмичной симметрией и порой сложной композицией. Важно что в декоре используются контрастные сочетания цветов.
Примеры сочетания цветов для женских костюмов: красный-золотой (или желтый), голубой-желтый, зеленый-белый. Для мужских костюмов принято использовать темно-синие, коричневые, темно-зеленые цвета с золотистой или серебристой отделкой. Молодые носят национальную одежду более светлых и ярких оттенков, в то время как представители более старшего поколения по традиции носят одежду более приглушенную и спокойную по цветовой гамме.
Значения цветов как и сами орнаменты имеют непосредственную принадлежность к природе.
Зеленый цвет - цвет пробуждающейся вечной природы. Символ обновления.
Красный, оранжевый - цвета священного огня. Священные цвета.
Желтый цвет - солнечный, цвет радости и жизни.
Синий и голубой оттенки - цвета священного Тенгри, бескрайнего синего неба.
Белый - цвет святости и чистоты, его часто используют в обрядах: белые ленточки на перевалах, белая пища для кормления огня в очаге, белый полог при свадебных обрядах.
Черный и коричневый - цвета подземного мира. Цвета вечности, мудрости и силы Земли.

До сих пор алтайские орнаменты часто используют на костюмах, украшениях, национальной символике Республики Алтай, для декора жилых и правительственных высотных зданий. Исторически алтайский орнамент происходит из скифских традиций, так же он ярко отображает традиции тюркского орнамента, широко распространенного среди современных жителей Евразии: казахов, киргизов и др. а также коренных жителей Сибири и Севера России.

Стоит отметить, что алтайский народный орнамент является ценным исключительно в связи с изделием, который он украшает. Конечно, искусство украшения предметов быта и одежды с веками изменяются. Часть узоров упрощается, становятся более схематичными, а материалы используемые в росписи или вышивке становятся все более современными.
Учащиеся во время мастер-классов самостоятельно изготовили подвески с алтайскими узорами. Школьники с большим усердием и энтузиазмом рисовали и изучали значение узоров и цветов.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу


Связанные темы

Новости


Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.04 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com