Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 "НАРОДНАЯ МОЗАИКА" НА АЛТАЕ: РИТУАЛЫ ОГНЯ У МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

НовостиВ сентябре и октябре 2020г на территории Республики Алтай и Алтайского края МОО «Льыоравэтльан» проводила этнокультурные уроки, во время которых знакомила школьников с традициями и обычаями коренных малочисленных народов Алтая. На уроках ребятам рассказывали об одном из важных ритуалов– это ритуал огня. В культуре малочисленных народов Алтая почитание огня является основой обрядов, как бытовых семейных, так и календарных.
Существуют общие правила отношения к священному огню:
Запрещается выносить огонь и угли из жилища после заката
Нельзя бить огонь, направлять в сторону огня ножи, ружья и острые предметы
Запрещается сжигать в огне очага мусор и отходы
Нельзя передавать через огонь друг другу вещи.
Огонь в очаге следует разжигать щепками, кусочками бересты, но не мусором и цветной бумагой.
Ни в коем случае нельзя сидеть на бревне, часть которого горит в очаге.
Нельзя наступать на золу очага, не выбрасывать золу с недогоревшей головней, а также не класть в огонь дерево со вбитыми гвоздями.
Нельзя позволять детям играть с огнем.
Важно, что нельзя перешагивать или перепрыгивать огонь.
Тушить огонь водой строго запрещено

В обыденной жизни почитание огня у коренных жителей Алтая происходит постоянно. В течении каждого лунного цикла и на протяжении всей жизни семьи и человека. В тот день, когда уходил последний представитель рода, огонь в очаге его юрты гасили. Это означает, что жизнь в этом роду угасла.
Огонь в юрте поддерживается с того момента, пока жива семья. Потому угасания огня в очаге – недобрая примета, ведь огонь считается равноправным членом семьи. Когда семья собирается за едой, хозяева, старшие в семье, должны прежде всего угостить огонь приготовленной пищей. Кусочки пищи бросают в горящий очаг, угощая От-Эне, Матер-Огонь. И только после этого приступают к еде сами, произнося при этом:
Мерзлое оттаиваешь, мать-огонь,
Сырое варишь, мать-огонь Если говорить об отдельных ритуалах у коренных малочисленных народов Алтая, то у каждого есть особенности их проведения.
Например, у челканцев ритуал огня возглавляет шаман, он проходит с бубном вокруг костра, отгоняя звуком злых духов. Затем свой огонь в общий очаг приносят все участники праздника и кормят его «пищей лесной и речной». Присутствующие во время обряда кидают кусочки хлеба в огонь. Этот дар-подношение духам привлекает благосклонность и удачу высших сил. Моление огню заканчивалось обращением к солнцу, луне, звездам, горам и рекам с просьбой прибыть и вкусить угощение и даровать жизненную силу и всевозможные блага.
Теленгиты совершают обряд «Сан салары», поклоняются Огню и просят у него мира, добра и процветания. Производится этот обряд на праздновании Нового года, Чагаа Байрам. На восточной стороне от жилища, на возвышенной местности, кладут друг на друга камни. Верхний плоский камень приготавливают, чтобы жечь на нем огонь. С первыми лучами солнца хозяин дома с домочадцами в национальных одеждах приходят на ритуальное место. Здесь воскуривается можжевельник (арчын), затем выкладывают молочные продукты и мясо. Вместе с тем говорят слова-благопожелания, окропляют молоком воздух и огонь. С поклонами участники обряда обходят огонь четыре раза. Хозяин, идя впереди кропит вокруг молоком или чаем, произносит слова-благопожелания. Участники, которые идут за старейшиной, просят того, что желают в наступающем году. Обычно главным в обряде считается тот, кто обладает даром восхваления Jер-Ээзи, духа Земли.
У кумандинцев считается, что От-Ээзи, Хозяйка Огня, вместе с Пайне, духом-покровителем Рода, охраняют дом от злых духов. Недоброжелательные силы, согласно поверьям, проникают в дом через дымоход или дверь, чтобы украсть душу одного из членов семьи. Хозяйка Огня и Пайне могут этому воспрепятствовать.

Накануне Кочо-кан, праздника плодородия, шаман обращался к домашним духам кропил дом аракой, разбрызгивая её берестяной ложкой. Затем обращался к От-Эне (От-ээзи):
Тридцатиглавая мать-огонь!
Красным своим языком, разговаривая
Зелёным своим языком, колыхаясь…
Шок, шок!
После этого участники уходят на место празднества Кочо-Кан. В иные дни, особенно на растущую луну, к хозяйке домашнего очага кумандинцы обращались с почитанием, кропили её трёхгранный каменный очаг аракой, молочной водкой, жиром, бросали кусочки мяса. Огонь также использовали для очищения от скверны, лечения. Например, для лечения изготавливали из муки фигурки змеи, лягушки, ящерицы или червя (символы Эрлика, темного бога подземного мира) в количестве 7 штук и с определенными словами бросали их в огонь.
Тубалары перед трапезой так же угощают огонь. В родовых обрядах на природе они складывают костер у подножия горы. Затем кланяются в пояс родовой горе. После бережно разводят огонь, подкладывая поленья и произнося слова благодарности Огню и Природе. Угощают огонь талканом, сыром курут. Кропят огонь по линии движения солнца. Обычно испрашивают благ своей семье, Роду и Земле. Лично себе материальные блага просить не следует. Считается, что высшие силы ниспошлют сами то, что нужно человеку, который чтит традиции предков.
Таким образом ритуалы огня на Алтае имеют древнюю историю уходящую вглубь веков, когда тепло и свет было главным условием выживания. Образ огня, согревающего и разрушающего одновременно, до сих пор имеет большое значение в современных обрядах коренных жителей Алтая.

Напомним, что этнокультурные уроки и мастер-классы проводились в рамках программы «Народная мозаика Программа финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.01 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com