Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 ЭТНОКУЛЬТУРЫЕ УРОКИ "ЕДИНЕНИЕ СТИХИЙ ЗЕМЛИ И ВОДЫВ МИФОЛОГИИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ. ДУХ JЕР-СУУ

НовостиСерия этнокультурных уроков, проводимых на Алтае, была посвящена духам земли и воды. Школьникам рассказали, что коренные малочисленные народы Алтая поддерживают постоянный контакт с Духами-хозяевами природы. Согласно поверьям, они помогают человеку во всех сферах жизни. Те, кто сохраняют традиции, начинают свой день с поднесением чая духам. На Алтае верят, что в пути, поднявшись на перевал, нужно задобрить хозяев невидимых гор, долин, рек. Коренные жители Алтая с радостью наливают в чашку немного араки, молочной водки, и кропят им корни священных деревьев. Помимо кропления, подношение сопровождается бросанием кусочков пищи в огонь.
Согласно древним поверьям, всех духов-хозяев объединяет божество Jер-суу (варианты произношения Дьер-Суу, Йер-Суу, в переводе дух Земля-Вода). Оно обитает на высоких снежных хребтах Алтая.
Легенда гласит: “Ульгень сражался с баатыром (богатырем) Мангды-шире из-за их разногласий с Эрликом. Баатыр пронзил Эрлика в правое плечо железом и, приподняв, свергнул его с небес вниз. Следом слуги Эрлика, как град и дождь, посыпались вслед за ним и пали: иной в воду, и стал он су-ээзи (водяной), другой – на камень и стал таш-ээзи (хозяин камней), на гору – туу-ээзи (горный), в лес – агаш-ээзи (лесной), на дом – уг-ээзи (домовой), на скот – мал-ээзи, на ровную землю – йэр-ээзи, на зверей, рыб, птиц и на все живущее и существующее. Кто куда попал, тому и хозяин стал.”
Дьер-Суу олицетворяет слияние земли и воды.
Еще в мифологии древних тюрков начинается восходить культ Йер-су. Тюрки одними из первых почитали «ыдук Йер-Суб», что в переводе означает «священная земля — вода». Йерсу - Дьер-Суу - это главное божество среднего мира, которое покровительствует тюркам. В мифологии коренных жителей Алтая Jер-су — это высшие духи, добрые божества, покровительствующие людям. По одной из легенд, Йер-су 17 духов, они живут на снежных вершинах горных хребтов и у истоков рек. Самый могущественный из них — Йо-кан. По легенде, он обитает в самом центре земли, где расположен её пуп и растёт гигантская ель, которая своей верхушкой достигает дом Ульгеня.
В числе других почитаемых Йер-су Сё-кан и Темир-кан (сыновья Йо-кана), Талай-кан (или Яйик-кан), Адам-кан, Мордо-кан (или Абакан-кан), Алтай-кан, Киргиз-кан, Ябаш-кан, Едер-кан и др.
Согласно другому мифу, глава Йер-су — дух Гери-су. Он же ведает душами — зародышами детей, скота и таёжных животных.
Божество земли и воды почитаются высоко. Каждую весну и осень на берегу реки или на холме собирались все члены родовой группы, чтобы принести жертвы Йер-су (жер-суу) с просьбой оградить людей и скот от болезней и несчастий.
Духи-хозяева (ээзи) - это приравненные к божеству объекты живой природы, образы Земли и Воды, о которых говорят как о выс­ших духах.
Нужно отметить, что Дьер-Суу была также встречается в мифологии у древних тюрков восточной части Центральной Азии. Её олицетворение мы можем видеть в древнетюркских рунических памятниках.

Интересно, что это обобщенный образ родной земли, который представляется также в роли женщины. А в тюркском эпосе часто называют «пупом земли». Дьер-Суу, созидательница души, покровительница деторождения. С ее помощью герои обучаются искусству перевоплощения, а богатыри получают в подарок защитные амулеты. Дьер-Суу - созидательная и плодородящей сила всей земли, хотя нередко она изображалась, как «старуха-мать».
Считается, что гора на восток, которая располагается в центре земли Ак тошон Алтай сыны, откуда восходит солнце. Это и есть владения Дьер-Суу. Здесь на вершине горы находится молоч­ное озеро Сут-кёл.
В самом центре горы возносится пуп земли и неба (Jер-киндиги). Здесь растет богатое дерево тополь (бай-терек) с золотыми ветвями и широкими листьями, которое соединяет все три сферы. Говорят, что верхушка дерева находится в небесной сфере, а корни в подземном мире. На вершине этой горы собираются духи местностей со всех сторон Алтая, здесь они играют в кости, камешки, карты, шашки. Здесь же находится Красное озеро, невидимое глазом, хозяином которого является Кер-балык, огромная по размерам рыба, которая поддерживает весь мир Дьер-Суу. Кер-балык через свое дыхание передает Дьер-Суу зародыши (души) людей и скота.
Великого Дьер-Суу восхваляют в пес­нях и благопожеланиях. При каждом опасном горном переходе, при каждой переправе через реки пу­тешественник приносит благодарность божеству этого места, кладя камень на груду камней (обоо), специально сложенную для таких приношений, или привязывает ленточку к священному дереву.

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.02 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com