Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 САКРАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СВАДЕБНЫХ ОБРЯДОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ АЛТАЯ

НовостиНачиная с августа 2020г на территории Алтайского края и Республики Алтай реализуется программа "Народная мозаика", в рамках которой Информационно-образовательная сеть коренных народов "Льыоравэтльан" знакомит школьников с обычаями и традициями коренных малочисленных народов Российской Федерации, в частности малочисленных народов Алтая - кумандинцев, тубаларов, телеутов, теленгитов, шорцев. Один из наиболее древних обрядов является свадебный. Свадебные ритуалы коренных малочисленных жителей Алтая восходит в своей истории к древнетюркским традициям.
По древним традициям, считается, что жениться нужно один раз и навсегда. Алтай той, свадебный обряд — это единение супругов навеки, духовная связь продолжается за пределами земной жизни.

Четыре формы заключения браков существует согласно старинным традициям:
- сватовство (куда),
- умыкание без согласия девушки (тудуп апарган),
- кража невесты (качып апарганы),
- брак малолетних (баланы тойлогоны).

Все свадебные обряды взаимосвязаны с мировоззрением жителей Алтая, которое восходит далеким временам. Оно основывается на трех мирах – Верхнем мире, где обитают Небесные боги и духи, Среднем мире, где живут люди, обитают различные духи Земли-воды и Нижнем мире, где обитают Подземные боги.

В начале свадебного обряда закалывается овца или лошадь – животные с теплым дыханием (jылу тынышту). Важная деталь: количество животных, должно быть четным. К примеру, две овцы или одна лошадь и три овцы. Тогда как животные с холодным дыханием не закалываются, так как по преданиям этих животных создал Владыка Нижнего мира. Однако после завершения свадьбы, существует обряд Развязывания Занавеса новобрачных (Кöжöгö чечери). С этим обрядом связано закалывание козы – животного с холодным дыханием (соок тынышту).
v Далее проходит обряд закрепления магической ткани Илÿ Бöс (Илÿ Бöс илери). Он проходит во время Сватовства (Кудалаш). Илÿ Бöс – знак благополучия и счастливой семейной жизни молодоженов. Его вешают на почетном месте аила. Эта ткань является подношением Матери-Огню, Духам-Покровителям аила, и символом связи между Верхним, Средним и Нижним мирами.

Один из старших родственников вносит девятиметровую или шестиметровую ткань Илÿ Бöс белого цвета. Стоит отметить, что она должна быть из теплого материала: ситец, бязь. Эта ткань считается теплой.

Далее на круглый столик родственники складывают различные ткани и продукты молочной, мясной и мучной пищи. Изначально на стол стелется войлок. На него складываются различные ткани, среди которых обязательно должен быть плиточный чай, сосуды с молоком, алтай аракы. Мешочки с пищей, сосуды с напитками должны быть открыты. Эти продукты и напитки, в былые времена оставляли стоять трое суток. Именно эти продукты предназначены духам предков семьи жениха и невесты, которые незримо присутствуют на празднике и должны тоже отведать вместе с живыми угощение и отпраздновать важное событие.

Очень важным моментом свадебных ритуалов являются проводы невесты в аил родителей жениха (даан айыл). Перед входом девушку окуривали можжевельником. После этого мать жениха угощала ее молоком и благословляла. После чего, прикрыв кёжёгё, ее дважды обводили вокруг нового жилища, входили в него, девушку усаживали на почетное место женской половины лицом в сторону входа на восток.

Обязательно в свадебных ритуалах должен пройти обряд заплетения волос невесты (Чач öрöри) - кульминационный свадебный церемониал. Участие в нем принимали многодетные женщины, состоящие в счастливом браке. Часто это были жены старших братьев жениха. За занавесом девушку переодевали в одежду замужней женщины (чегедек), сопровождая действо обрядовым пением, снимали девичье накосное убранство (шанкы), расплетали волосы, расчесывали, делали прямой пробор, который делит голову на равные половины, – знак женской доли. Затем заплетали две косы: левую – женщина из сеока жениха, правую – невесты, что символизировало переход невесты из одной семьи в другую. Связав концы косичек, укладывали их на грудь, на голову надевали островерхую шапку замужней женщины (кураан бёрюк). С пожеланиями достатка невесты угощали молоком.

Следующий обязательный обряд, который проходил на свадьбе - это обряды, когда жених и невеста льют жир в Огонь очага (Отко ÿс урары). Иначе в загробном мире супругов не пустят за порог айыла, где живут ушедшие предки.

Занавесь новобрачных – Кöжöгö делится на две части. Одна из частей при уходе из этого мира достается мужу, вторая часть – жене. По двум половинкам Кöжöгö супруги должны узнать друг друга в той жизни. Ритуальные чаши, которыми угощали Огонь очага, остаются у новобрачных до самого смертного часа и их складывают вместе с усопшим человеком.

Ведь весь этот огромный обрядовый комплекс, по представлениям алтайцев, связан с триединым миром и посвящен тому, чтобы молодая семья, прожив жизнь счастливо, соединилась и в другой «вечной» жизни.

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.03 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com