Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 В КИНГИСЕППЕ ПРОШЛА СЕРИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ "НАРОДНАЯ МОЗАИКА"

Новости

Вчера, 26 ноября 2020г, МОО "Льыоравэтльан" провела серию этнокультурных мероприятий. Уроки и мастер-классы были посвящены культуре коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Участие в программе приняли 464 школьника. Мероприятия проводились на базе МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа №4». Партнером программы «Народная мозаика» на территории Ленинградской области выступил Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области.
Особое внимание детей и подростков уделялось культуре коренных малочисленных народов Ленинградской области - вепсов.

Так ребята узнали, что издревле одним из основных промыслов, которым занимались селившиеся по берегам рек и озёр потомки летописного племени весь, являлась рыбная ловля. «Если ты не рыбак, то значит и не вепс», так можно обыграть одну из вепсских пословиц. Многочисленные реки и озёра голубоглазой Карелии, Вологодчины, Ленинградской области – мест компактного проживания вепсского народа – как нельзя более способствовали тому, что с детства вепсы учились постигать секреты рыбной ловли, плетения сетей и мерёж, изготовления различных рыболовных приспособлений. Важным обстоятельством является и тот факт, что для вепсов рыбалка, это не только удовольствие, спорт, но и в некоторые периоды нашей истории – способ добыть себе пропитание. Рыбаки и охотники – такова, пожалуй, основная характеристика мужской половины вепсского народа. Вепсы традиционно были земледельцами, занимались рыболовством, охотой, сбором грибов и ягод.

При обустройстве жилья огромное значение придавалось приметам. По поверьям нельзя было строить избу на тропе. Когда закладывали избу, поде углы клали серебряные и медные монеты. Хорошей приметой для вселения в новый дом считалось полнолуние. Порог дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, за ним хозяйка с петухом и кошкой. С порога отпускали петуха, если запоет, значит, жизнь в новой избе будет счастливой. Вселяясь, в новый дом хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы теплее было и богато жилось избы строили с тремя окнами по фасаду. В Прионежье дома состоятельных вепсских крестьян походили на северорусские большие избы. Они строились в два этажа с большим количеством окон на фасаде и боковых стена Печь- сердце любого дома на русском севере.

Также школьникам рассказали о традиционной кухне вепсского народа. Кухня вепсов уникальна и разнообразна, начиная от щавелевого и крапивного супа и заканчивая сканцами и калитками. У многих слово «калитка» ассоциируется с деревянной дверкой в заборе, однако, есть иное значение этого слова. Калитка (от. Вепсского Kalitkad, robil'kad, suusinad) – это пирожок – ватрушка выполненный в форме ромбика и, на самом деле, похожий на дверку. Калитка является весьма распространенным и популярным блюдом у финнов и карел, хотя изначально его рецепт придумали вепсы.

Вепсы верили, что повсюду их окружает живая , сознательная сила По представлениям вепсов, посредниками между духами и людьми были колдуны - нойды. Колдунам приписывали сверхъестественные способности (как вредоносные, так и позитивные) воздействия на силы природы и людей. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях Колдовской способностью издавна считалось умение находить в лесу людей и скот, которые из-за происков лешего теряли путь к дому и попадали на "дурной след" (hondole jalgele). Считалось, что во время поиска пропавших колдун вступал в непосредственное общение с хозяином леса, чего не могли делать обычные люди В представленных о лесном духе-хозяине отразилось двойственное отношение вепсов к лесу: с одной стороны, он был кормильцем крестьянина, с другой — таил всевозможные опасности. Хозяин леса мог послать охотнику много дичи, собирателю — много грибов и ягод, а пастуху обеспечить безопасность скота, но он мог и сбить путника или скот с дороги, напустить на него диких зверей. Чтобы не прогневать лесного духа, каждый вепсский крестьянин в прошлом знал различные магические обряды на случай встречи с ним в лесу, при ночевке под деревьями. Так, закончив сбор "даров леса", следовало принеси жертву в виде части ягод и грибов, которые оставляли на пне, у придорожного креста или на перекрестке дорог. Этим традициям многие сельские жители следуют при посещении леса до сих пор. В отличие от хозяина леса, способного как на добрые, так и на злые поступки, водяной в вепсской мифологии - всегда злой дух, жестокий и коварный. Егo неожиданное появление перед человеком всегда сулит несчастье. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, не щадит даже детей, топит лошадей коров, останавливает мельницы, может насылать болезни. Будучи властелином рыб, водяной часто вредит рыбакам: отгоняет от их сетей и неводов свое "рыбье стадо " Для того чтобы задобрить водяного и получить хороший улов, вепсские рыбаки делали ему подношения в начале и в конце рыбного промысла, опускали в воду яйцо; пироги, табак и вино. По окончании промысла хозяину водоема жертвовали часть улова.

Этнокультурные уроки получились интересными и информативными. МОО "Льыоравэтльан" благодарит Комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области. Представители Комитета не только оказали содействие в организации мероприятий, но также присутствовали во время их проведения.

Для справки: Программа «Народная мозаика» финансируется за счет субсидии из средств федерального бюджета, выделенной на поддержку федеральных национально-культурных автономий и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации на 2020г.
Организатор проекта - Межрегиональная общественная организация «Информационно-образовательная сеть коренных народов «Льыоравэтльан» (г.Москва).

Источник: МОО "Льыоравэтльан"



 
   Связанные ссылки
· Больше про Новости
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Новости:
Издано правовое пособие «Право коренных народов на землю и природные ресурсы»


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.05 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com