Организация коренных народов для коренных народов Российской Федерации
     Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном совете ООН
     Ассоциированный статус при Департаменте общественной информации Секретариата ООН
   Навигация
· Новости
· Об организации
· Стажеры
· Бюллетени
· Народы
· Статьи о коренных
народах
· Законодательство
· Конкурсы и гранты
· Ссылки
· Контакты

   Поиск




 А ЛЕС-ТО ТЮ-ТЮ?..

Мир коренных народовПринятый Государственной Думой РФ новый Лесной кодекс вводит возможность частной собственности на российские леса, прежде всего, на леса поселений, в связи с чем Президент Путин оказывается в двусмысленном положении.

1. Уважаемые коллеги, 8 ноября 2006 г. Государственная Дума приняла новый Лесной кодекс в третьем, окончательном, чтении. После рассмотрения кодекса в трех чтениях в Думе проект должен быть одобрен Советом Федерации и подписан Президентом. Дополнительная информация (краткий обзор нововведений кодекса) здесь:
http://forestforum.ru/phorum/viewtopic.php?t=2228
С уважением,
Алексей Ярошенко

2. Новый Лесной кодекс вводит частную собственность на леса
Одним из главных вопросов, связанных с новым Лесным кодексом, является вопрос о собственности на леса. Именно этот вопрос - будут ли леса частными, или же они останутся в собственности государства - в наибольшей степени вызвал беспокойство граждан России на этапе разработки проекта нового Лесного кодекса. 25 октября 2006 г. во время "Прямой линии с Президентом России" В.В. Путин пообещал, что он не подпишет новый Лесной кодекс, если он будет передавать лес в частные руки. В связи с этим возникает вопрос: так появятся ли в России частные леса после введения нового Лесного кодекса, или нет?

Однозначный ответ на этот вопрос дает восьмая статья нового Лесного кодекса:

Статья 8. Право собственности на лесные участки
1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
2. Формы собственности на лесные участки, в составе земель иных категорий, определяются в соответствии с земельным законодательством.

Фактически это означает следующее. Леса, растущие на землях, отнесенных к землям лесного фонда, сохранятся в государственной собственности - собственности Российской Федерации. Остальные леса могут быть в любой собственности, в том числе в частной.

Таким образом, кодекс напрямую вводит возможность приватизации лесов, находящихся на землях поселений, землях сельскохозяйственного назначения и т.д. В частную собственность могут быть без каких-либо помех со стороны Лесного кодекса переданы леса, расположенные в пределах установленных границ поселений (или же леса, которые попадут в границы поселений в будущем).

Значительные площади частных лесов могут также появиться там, где данные учета лесного фонда и земельного учета не совпадают. В первую очередь это относится к так называемым "сельским лесам" (теперь уже бывшим), т.е. лесам, которые ранее находились в ведении сельскохозяйственных организаций. Хотя официально сельские леса считаются частью лесного фонда, в реальности многие из них были поделены на земельные паи при акционировании сельскохозяйственных предприятий в девяностых годах прошлого столетия, и сейчас учитываются как земли сельскохозяйственного назначения. Такие леса также после принятия нового Лесного кодекса смогут стать частными.

Однако, и на территории земель лесного фонда возникает возможность приватизации лесов. Во-первых, возможен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (такая возможность регулируется даже не самим Лесным кодексом, а Федеральным законом "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" 2004 года). Во-вторых, новый Лесной кодекс дает возможность застройки участков земель лесного фонда, находящихся в аренде или пользовании - а это фактически создает условия для скрытой приватизации этих участков, с последующей ее легализацией.

Для застройки земель лесного фонда без изменения категории земель новый кодекс дает как минимум три "лазейки". Возможна застройка земель лесного фонда, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства (ст. 36 нового Кодекса в варианте второго чтения); для осуществления рекреационной деятельности (ст. 41); для осуществления религиозной деятельности (ст. 47).

С учетом всех вышеперечисленных возможностей для формальной или фактической приватизации лесов, речь идет о возможной приватизации 2-3 процентов лесов России. Однако, с точки зрения ощущений простых раждан России уровень приватизации лесов может оказаться значительно более высоким. Тому есть две основных причины.

Во-первых, новый Лесной кодекс вводит возможность приватизации лесов прежде всего под застройку и сопутствующие ей нужды (не для ведения лесного хозяйства). Таким образом, приватизация лесов будет наблюдаться прежде всего в самых густонаселенных регионах России, а внутри таких регионов - прежде всего в лесах, находящихся в пределах установленных границ поселений или поблизости от них. То есть приватизация затронет прежде всего те леса, которые имеют наибольшее значение для населения и находятся на виду у большинства граждан. Леса удаленных и транспортно недоступных районов страны вообще никак не будут затронуты приватизацией. Соответственно, в пределах "освоенной" части территории страны приватизация может затронуть уже 5-6 процентов лесов, а леса, находящиеся на землях поселений, в худшем случае могут быть приватизированы полностью.

Во-вторых, приватизация в первую очередь может затронуть леса, приближенные к транспортным путям и поселениям (как наиболее доступные и привлекательные для застройки), а также леса, находящиеся на землях не лесного фонда (например, на землях сельскохозяйственного назначения). Такие леса очень часто находятся на периферии крупных лесных массивов. Их приватизация и застройка, сопровождающаяся возведением сплошных заборов и часто введением специальной охраны, фактически будет означать отгораживание ранее доступных для граждан лесных массивов от ближайших транспортных путей и поселений. На практике это будет означать то, что доступ граждан в связи с приватизацией лесов будет дополнительно перекрыт в значительную часть лесов, которые формально будут по-прежнему находиться в государственной собственности.

Таким образом - новый Лесной кодекс однозначно создает условия для приватизации лесов, причем в лесах густонаселенных районов страны масштабы этой приватизации (с соответствующим ограничением доступа граждан к местам традиционного отдыха в лесах) будут вполне ощутимыми для населения, особенно для жителей крупных и средних городов.

Вопрос в том, выполнит ли Президент Российской Федерации В.В. Путин свое обещание не подписывать Лесной кодекс, передающий лес в частные руки, или не выполнит. Скорее всего, это станет известно уже до конца ноября 2006 г.

Лесной форум Гринпис России:
http://forestforum.ru/phorum/viewtopic.php?t=2227

КРОО Ассоциация зелёных Карелии
Дмитрий Рыбаков, член Координационного
совета КРОО Ассоциация зелёных Карелии, член Консультативного совета
Российского Регионального Экологического Центра



 
   Связанные ссылки
· Больше про Мир коренных народов
· Новость от admin


Самая читаемая статья: Мир коренных народов:
Издана брошюра МОО «Информационно-Образовательная Сеть Коренных Народов «Льыоравэтльан»» на английском языке


   Рейтинг статьи
Средняя оценка: 0
Ответов: 0

Пожалуйста, проголосуйте за эту статью:

Отлично
Очень хорошо
Хорошо
Нормально
Плохо


   опции

 Напечатать текущую страницу Напечатать текущую страницу



Архив статей  ::  Добавить новость ::  Контакт с автором ::  Рекомендовать Нас

RusNuke2003 theme by PHP-Nuke по-русски
Открытие страницы: 0.03 секунды
The Russian localization - project Rus-PhpNuke.com